^

Секреты "Мастера и Маргариты": некоторые снятые планы были так страшны, что не вошли в монтаж

03.02.2006

Телевизионный сериал "Мастер и Маргарита" на днях появился на DVD. Пока он лидирует по количеству посмотревших его зрителей и по количеству отзывов. "Время новостей" в среду пишет о спецэффектах сериала - о том как они были задуманы и как получились. Объем созданного с помощью компьютера изображения небывало огромен - из 480 минут сериала на спецэффекты ушло 164 минуты при достаточно скромном бюджете в 5 млн долларов.

 

При сравнении с экранизациями Толкиена, "Гарри Поттером" или "Дневным дозором" сериал явно проигрывает. Особенное разочарование вызвал Кот Бегемот, которого даже обзывали Чебурашкой, полет Маргариты и сцена бала у Сатаны.

 

О том, как делались спецэффекты изданию рассказал ответственный за визуальные эффекты, супервайзер, генеральный директор студии "Бегемот" Олег Кондратьев.

 

Кондратьев рассказал о разнице между спецэффектами и визуальными эффектами: "Спецэффекты - это то, что режиссер может видеть прямо на съемочной площадке и снимать, сразу наблюдая результат экране монитора. Визуальные эффекты - то, что потом по снятому изображению дорисовывается, доводится и формируется с помощью компьютера; раньше их осуществляли с помощью так называемой комбинированной съемки. В "Мастере и Маргарите" присутствуют оба вида эффектов".

 

По словам Кондратьева, сложнее всех было режиссеру Владимиру Бортко, так как он никогда не делал фильмов подобного жанра. Именно он должен был определять все: как будут выглядеть герои такого знаменитого романа, как они впишутся в совершенно реальное пространство, каким будет само это пространство, и главное - как соединить "реальность" с фантазией и мистикой, которые есть в романе.

 

Как рассказал Олег Кондратьев, работа началась два года назад, было нарисовано множество эскизов. Практически весь роман был раскадрован, потом начались съемки, и коррективы шли постоянно. Жанр определился только к середине монтажа.

 

Кот Бегемот

Естественно, основную проблему создателям представил Кот Бегемот. "Можно было взять крупного кота и увеличить его на этапе компьютерной обработки. Можно было рисовать Кота на компьютере и вставлять персонажа в кадр уже после съемок. Но работать на площадке с персонажем, которого нет, чрезвычайно трудно режиссеру и актерам, тем более при сжатых сроках. Так же трудно работать с живым котом. Учтите объем присутствия Кота в фильме. В итоге, наверное, самое правильное было остановиться на том технологическом решении, которое и выбрали, - на аниматронике", - рассказал Кондратьев.

 

Посоветовал использовать аниматронику знаменитый Том Вудрафф, обладатель "Оскара" за спецэффекты к фильму Роберта Земекиса "Смерть ей к лицу", работавший на картинах "Терминатор", "Чужие-4", "Человек-паук", "Джуманджи" и еще на 40 фильмах, с которым консультировался Бортко.

 

"Если бы Кота заказали в Голливуде, фильма бы не было, был бы один Кот. Бюджет не позволял. Поэтому пригласили московскую компанию FX Design Group - наверное, самую интересную у нас в стране, да и на мировом уровне она достаточно выгодно выглядит. В ее фильмографии работы от "Русского бунта" до обоих "Дозоров", "Турецкий гамбит", "Свои". У нас они отвечали за все спецэффекты - сложный пластический грим, муляжи, аниматронные персонажи (Кот, Боров)", - говорит Кондратьев.

 

В аниматронике сочетаются человек и управляемые с помощью механизмов различные части туловища героя. Голова Кота "очеловечивалась" двумя компьютерами одновременно. Один отвечал за артикуляцию - за речь, второй - за мимику. Это происходило прямо в кадре, и режиссер говорящего Кота видел на съемочной площадке. Речь Кота в исполнении Семена Фурмана была записана заранее - и не только звук, но и лицо артиста в этот момент. Артикуляция делалась под Фурмана.

 

В то же время внутри туловища работал другой актер - оператор Кота, и вся фигура Кота строилась под него. Пропорции фигуры были заданы режиссером, и весьма непросто оказалось совместить все параметры - размер и тело актера и размер Кота в кадре, так как он меньше обычного человеческого роста.

По словам Олега Кондратьева, такого рода технологии у нас в стране никогда не было. Проблемы решали буквально до первого дня съемок Кота. Бортко оттягивал этот момент всячески, но рано или поздно Кот должен был появиться на площадке.

 

У многих в итоге возникло ощущение, что Кота играл маленький актер, которому сшили плюшевый комбинезон и надели шапочку с ушами, получив персонажа из утренника детского сада.

 

Как оказалось, специалисты FX Design Group для костюма Кота пробовали много материалов, подошла только французская синтетическая шерсть "Норка". Но в кадре она повела себя не так, как рассчитывали. В определенном свете действительно выглядела как плюш. "Планировалось, что мы доведем Кота на компьютере - и по анимации, и по пластике, и по шкурке. Кот требовал компьютерной работы - за ним волочились провода, которые надо было потом убирать. И на крупных планах, по-моему, надо было еще кое-что делать", - говорит Кондратьев.

 

Несмотря ни на что, режиссер сказал, что такой Кот его полностью устраивает. У создателей сериала были эскизы Кота во многих вариантах. Он предполагался весьма мрачным, достаточно инфернальным, а вовсе не веселым обаяшкой. И совершенно определенной породы, которая устраивала Бортко.

Отзывы и комментарии

Здесь пока нет комментариев. Будь первым!

Напиши свой отзыв:

Или авторизоваться через VK

:grinning: :grimacing: :grin: :joy: :smiley: :smile: :sweat_smile: :laughing: :innocent: :wink: :blush: :slight_smile: :upside_down: :relaxed: :yum: :relieved: :heart_eyes: :kissing_heart: :kissing: :stuck_out_tongue_winking_eye: :stuck_out_tongue: :money_mouth: :nerd: :sunglasses: :hugging: :smirk: :no_mouth: :neutral_face: :rolling_eyes: :thinking: :worried:
* поля обязательные к заполнению


Рецензии

27.11.2016 Фантастические твари и где они обитают: магия для взрослых

Когда вы в последний раз думали о волшебстве? Когда замечали чудеса вокруг себя? На большие экраны вышла новая история о волшебном мире Дж...

21.11.2016 Прибытие. Будущее в прошлом

На Землю прибыло 12 инопланетных кораблей в разные точки мира. Военные привлекают лучшего лингвиста, чтобы установить контакт с пришельцам...

02.11.2016 «Расплата». Одинокий аудитор

Тема аутизма в большом кино — далеко не редкость. Перед нами возникают великолепные мелодраматические фильмы («Человек дождя», «Я-Сэм»), ...