Трамвай
^

127 часов. Привет клаустрофобам

15.02.2011

Итак, он по бежит по жизни. Хочется добавить «смеясь» – добавляем. Радуется, ставит себе цели и достигает их. Живёт в радость и в радости. Выбегает на скалы, знает все тропки, исследует, залазит, покоряет. Встретил двух девушек, показал скрытое от глаз человеческих озеро, отпустил девушек, то ли с надеждой на развитие ситуации, то ли без. Побежал дальше, соскользнул вниз. Мхатовская пауза, пытается понять, что произошло. Рука застряла плотно. Отдышался, огляделся. Кажется, понял ситуацию. И, после пятнадцати минут фильма, видим, как final countdown, заголовок – «127 часов».

Фильм представляет собой рассуждение на тему «Что делать, если вы застряли в скале, и вас некому спасти», притом фантазия вполне реалистичная, т.е. ничего нелогичного в фильме нет. Герой действует так, как и должен действовать. В отличие от не менее клаустрофобского «Погребенного заживо» – без паники. Может потому, что и ситуация не такая критичная, герой понимает, почему он здесь. А даже если приступы и наступают, то только оттого, что опускаются руки (точнее, рука), но это даже не паника, не отчаяние, скорее просто расстройство, что так получилось. Получается пособие – как выжить в экстремальной ситуации – во-первых, успокоиться.

Далее начинают выступать на поверхность жесткие и правдивые подробности пребывания в подобной ситуации. Ведь, оказавшись зажатым между камней в скале под палящим солнцем на несколько дней, требуется: а) жить, б) выжить. Просто нужно задуматься о том, как питаться всё это время, что делать – не оставаться же гнить, надо выпутываться. Само название говорит о конечности периода пребывания в такой ситуации, но герой-то об этом не знает. Поклонники «Пилы», если таковые ещё остались, конечно, скажут, что фильму недостаёт анатомичности и оперативности в принятии решений. Но пусть поклонники «Пилы» только «Пилу» и смотрят.

Несмотря на то, что вероятность вот так попасть между камней лишь немногим выше вероятности проснуться и обнаружить на себе разрывающую маску, скажу, что «127 часов» – куда более правдивый и человечный фильм. И даже экзистенциальный – герой начинает задумываться о своём существовании, его смысле и бессмысленности. А экзистенциализм, как мы знаем, это гуманизм.

В процессе съёмок Денни Бойл прибегает к клиповому методу – разделение экрана на вертикальные полоски, в каждой – отдельная сюжетная линия. Насколько оправдано такое новшество – трудно судить, вероятно, и незачем было, но скорости и адреналинности фильму это очевидно прибавляет.

Отдельно скажу о музыке – саундтрек удался. Как футбольный судья считается хорошим, когда на поле и в игре его не видно, так и здесь – саундтрек есть, но он просто впадает в резонанс с колебаниями зрительского сердечка, и мы его не слышим, не замечаем. И лишь в конце обращаешь внимание на музыку исландцев Sigur Ros, которая, оказывается, отлично описывает дух свободы, вдыхаемый где-то средь американских скал.

Бойла обвиняли в излишней слащавости, в использовании попсовых методов для достижения успеха – например, «Миллионер из трущоб» не мог не завоевать Оскара, там и про детей, и про восток одновременно. Здесь ситуация другая – всё реально, всё по хронометру, без фантиков и фантазий. Лишь только в концовке проступает дух Голливуда – герой вдыхает воздух, и мы чувствуем запах Оскара. Хотя бы какого-нибудь.

Василий Сабиров

 

Просмотр фильма стал возможен благодаря сети кинотеатров «VERY VELLY», кинотеатры: суперкинотеатр «Кристалл-IMAX» и мультиплекс «VERY VELLY» в ТРК «Колизей-Cinema»



Рецензии

27.11.2016 Фантастические твари и где они обитают: магия для взрослых

Когда вы в последний раз думали о волшебстве? Когда замечали чудеса вокруг себя? На большие экраны вышла новая история о волшебном мире Дж...

21.11.2016 Прибытие. Будущее в прошлом

На Землю прибыло 12 инопланетных кораблей в разные точки мира. Военные привлекают лучшего лингвиста, чтобы установить контакт с пришельцам...

02.11.2016 «Расплата». Одинокий аудитор

Тема аутизма в большом кино — далеко не редкость. Перед нами возникают великолепные мелодраматические фильмы («Человек дождя», «Я-Сэм»), ...