^

2012. Идеальный апокалипсис

19.11.2009

Роланд Эммерих прыгнул выше головы и умудрился сделать невозможное – он поставил точку в жанре «Фильм-катастрофа», по крайней мере, в современном кинематографе. Сложно представить, что найдётся в ближайшие годы смельчак, который решит потягаться с режиссёром «2012», потому что затея эта изначально обречена на провал.

 

Сам Роланд говорит в интервью, что больше не будет снимать фильмов о катаклизмах, нашествии инопланетян и вселенских разрушениях, а сосредоточится на кино с на порядок меньшими бюджетами, но на порядок более высоким градусом драматизма. И я теперь не разделяю мнение кинокритиков, которые пророчат провал будущим картинам господина (герра) Эммериха о «простом человеческом счастье». Ибо в «2012» немецкий режиссёр смог добиться от меня, от зрителя мощнейшей эмоциональной отдачи, хотя и оперировал одними лишь жанровыми штампами вроде:

 

– Нужно пойти туда-то и спасти нас всех. Но это будет явное самоубийство.

– Я простой человек, но отец двоих детей, а потому пойду Я!

 

Да, поведение персонажей зачастую трудно назвать логичным. «Я бы не стал рисковать своей жизнью, чтобы спасти никчёмную болонку», - думал я, сидя в уютном кресле перед экраном. Но ведь только сидя в уютном кресле и наблюдая всю картину целиком, зная весь масштаб кошмара в киномире «2012», можно правильно оценить обстановку. Разве смог бы я размышлять трезво, взвешивать каждое решение и обдумывать каждый свой шаг, когда близкие и родные мне люди умирают, а мир вокруг буквально разваливается на куски. Если эта болонка станет последним любимым мною существом на планете – рискну всем и затащу её тщедушное мохнатое тельце на борт Ковчега.

 

В зале, где мне повезло смотреть «2012» трижды раздавались громкие аплодисменты, к которым я тоже с радостью присоединялся. И хлопали мы не двухкилометровой цунами или вылезающему из-под Йелоустоуна вулкану. Мы выражали благодарность сценаристам, которые вложили в уста героев хлёсткие фразы и заставили их совершать невероятные по храбрости поступки. Столь яркая реакция публики прекрасно иллюстрирует тот факт, что большинство зрителей прониклись атмосферой фильма, почувствовали и насладились магией кино.

 

Драматические моменты Роланду удались, и это особенно удивительно, учитывая отличного соперника, «играющего мускулами» на том же экране. Я говорю про буйство спецэффектов. Хочу заранее предупредить – новых сцен, помимо уже показанных в роликах и трейлерах, Вы не увидите. Сцены те же, но их больше, они смачно растянуты на десятки минут и просто поражают воображение. Точно те же слова несколько лет назад я говорил о «Послезавтра», тоже работе Роланда Эммериха, но «2012» - это калейдоскоп из всех самых сочных кадров, которые только можно снять про конец света и гибель человеческой цивилизации. Земля в буквальном смысле уходит у героев из-под ног, из-под колёс, из-под шасси, а мир, опять же буквально, переворачивается с ног на голову.

 

«Послезавтра» лучше «2012» только музыкальным сопровождением, а по накалу страстей, по масштабности, по душевности остаётся далеко позади. Кстати, Гарольд Клозер, композитор «Послезавтра», написал партитуры и для «2012», но они получились намного менее величественными, чем в фильме про глобальное потепление. Объяснить это можно тем, что Гарольд приложил руку к «2012» в качестве сценариста и, стоит признать, на этом поприще он преуспел. А за это и лёгкую халтурку в виде средненького саундтрека ему можно простить.

 

Кстати, россиянам на «2012» стоит сходить хотя бы потому, что в центре повествования находится семья русского олигарха со свитой, а президент России тоже играет в фильме не последнюю роль. При этом, хотя нас снова показали не такими славными, какими мы являемся (или какими мы себя видим), русские персонажи совершают немало геройских поступков и российские зрители будут выходить из кинотеатра с гордостью за свою родину и за своих сограждан. Неожиданные слова в рецензии на американский блокбастер, не правда ли?

 

Дмитрий Шилов

 

Просмотр фильма стал возможен благодаря сети кинотеатров "VERY VELLY", кинотеатры: мультиплекс "VERY VELLY" и Рубин



Рецензии

27.11.2016 Фантастические твари и где они обитают: магия для взрослых

Когда вы в последний раз думали о волшебстве? Когда замечали чудеса вокруг себя? На большие экраны вышла новая история о волшебном мире Дж...

21.11.2016 Прибытие. Будущее в прошлом

На Землю прибыло 12 инопланетных кораблей в разные точки мира. Военные привлекают лучшего лингвиста, чтобы установить контакт с пришельцам...

02.11.2016 «Расплата». Одинокий аудитор

Тема аутизма в большом кино — далеко не редкость. Перед нами возникают великолепные мелодраматические фильмы («Человек дождя», «Я-Сэм»), ...