Трамвай
^

500 дней лета. Времена года

27.10.2009

«-140, и вечное лееетооо!»

(Земфира)

 

Лето не бывает вечным, но, если вам повезет так, как герою фильма, оно может растянуться на 500 дней. Когда уходит любовь-Лето, начинается любовь-Осень, и счетчик дней обнуляется. Нехитрая философия: круговорот жизни, кольцо сезонов (как змея, кусающая себя за хвост), цепь любовей.

 

Можно выделить главные черты фильма: жизненность, азбучность, феминизм, романтизм.

 

Жизненность – это значит жизнь as it is, не приукрашенная даже полноценным хэппи-эндом, горькая и радостная. Сама форма повествования (нелинейность, прыжки во времени) при всей зрелищности еще и умудренная, взрослая. Взгляд из сегодня всегда ограничен шорами настоящего, истинное значение «сегодня» станет понятно только завтра. В фильме «сегодня» постоянно стыкуется с «завтра» и с «позавчера», из этих стыковок, из контрастов положений и настроений получается взгляд на жизнь как сложное целое. Комплимент фильму – натуральные тона, живые лица, насыщенная мимика, негламурность (видны и складки на платье героини, и мелкие недостатки кожи, разве что Отэм – чистый глянец, ожившая обложка).

 

Очень важная тема в фильме – слово в современном мире, во взаимоотношениях людей. Это больше не инструмент для коммуникации, слово не объединяет людей, а разделяет их, потому что у каждого оно свое, только молчание звучит одинаково. Слово сужает чувство, втискивает в рамки, приклеивает ярлык. Героиня это понимает, поэтому стремится избежать всяческих слов, называющих их отношения. Герой же работает в сфере слов и чувствует себя вне них как рыба без воды, ему нужна словесная определенность. На работе герой создает слова, которые потом кто-то присваивает себе. Человек, заплативший за открытку, имеет право втиснуться в открыточные слова, как в пальто не по размеру, однако купленное, честно полученное слово все равно остается чужим. Так и твердые, гранитные слова героя чужды героине, она предпочитает оставлять все в блаженной, неоформленной чувственной мягкости. А в его шутке про «временные здания, вечные слова» - всего лишь доля шутки, для него слова вначале именно и кажутся самыми важными, прочными, незыблемыми. Путь героя в фильме – это пошаговое прохождение словесной азбуки (Л – Любовь, С – судьба, Р - разлука и т.д.) и избавление от этого старого словаря. Ключевой момент: герои перед камерой говорят о том, что такое любовь – все, кроме главного героя, который охвачен немотой любви и не может ее произнесть.

 

(Очень понравилась сцена, когда в магазине Ikea, в этой многокомнатной имитации дома, герои тоже включаются в игру, в декорацию и начинают имитировать семью. В общем-то, это подделка того же рода, что и открытки, тоже сочиненные кем-то другим.)

 

Феминизм – это и в смысле «ах, какая  фемина!», и в смысле доминирования женщины. Ролевая модель современного общества: она решает, она устанавливает правила, ей не нужны серьезные отношения, только чтобы было весело. Она ведет партию, сама переходит в активную фазу действий (поцелуи возле ксерокса), сама все заканчивает, потом сама снова дает надежду. Весь рассказ приближен к герою, ведется с его позиции, внутренний мир героини практически не раскрывается и поэтому она кажется загадочной, очаровательной, неподражаемо естественной – ах, какая фемина!

 

Фильм, конечно, не избежал обычных штампов романтических комедий – диалогов с друзьями, прерывающими повествование, не по годам развитая сестричка, бесконечный саундтрек, без которого не случится ни один красивый закат.

 

В общем и целом «500 дней лета» для меня – приятное впечатление, но не восторг. Собрание строгих азбучных истин (любовь бывает невзаимной, любовь не вечна, взрослеть – это значит расставаться), приятный музыкальный драйв – но, увы, без ощущения какой-то алхимии любви, ее микроэлементарных частиц.

 

olala

 

Просмотр фильма стал возможен благодаря сети кинотеатров "VERY VELLY", кинотеатры: мультиплекс "VERY VELLY" и Рубин



Рецензии

27.11.2016 Фантастические твари и где они обитают: магия для взрослых

Когда вы в последний раз думали о волшебстве? Когда замечали чудеса вокруг себя? На большие экраны вышла новая история о волшебном мире Дж...

21.11.2016 Прибытие. Будущее в прошлом

На Землю прибыло 12 инопланетных кораблей в разные точки мира. Военные привлекают лучшего лингвиста, чтобы установить контакт с пришельцам...

02.11.2016 «Расплата». Одинокий аудитор

Тема аутизма в большом кино — далеко не редкость. Перед нами возникают великолепные мелодраматические фильмы («Человек дождя», «Я-Сэм»), ...