^

Девять. История создания

07.09.2009

Шейн Эккер – восходящая звезда мировой анимации, архитектор, дизайнер и еще вчерашний студент - после того, как на календаре сменилось тысячелетие, четыре года подряд создавал короткометражный – в одиннадцать минут длиной – фильм. Фильм под названием «Девять». Фильм, из которого выросла полнометражная картина «Девять» от продюсеров Тимура Бекмамбетова и Тима Бертона.

 

Еще будучи студентом архитектурного факультета UCLA, Шейн Эккер окончательно понял, что призвание его – анимация и придумал историю о тряпичных куклах, правда пока всего двух, Пятом и Девятом, спасающих человечество от самого себя.

 

Шейн Эккер: «В конце 90-х я придумал Девятого, невинного персонажа, который готов жертвовать собой и рискнуть жизнью ради своих собратьев. Персонажа, который с помощью ума, а не силы, сможет победить чудовище».

 

Эккера всегда вдохновляли работы мастеров покадровой анимации - Яна Шванкмайера, братьев Куэй, братьев Лауэнштейн. Поэтому изначально «Девять» предполагалось сделать именно в этой технологии.


Шейн Эккер: «Я тогда еще учился в UCLA, и покадровая анимация была как раз по карману бедному студенту. Я стал думать, из чего бы мне собрать персонажей и начал подбирать все, что попадалось под руку: какие-то ошметки, кусочки, осколки. Мне представилась компания кочующих существ, все свое имущество, собранное в скитаниях, таскают прямо в себе».

 

Премьера короткометражки «9» состоялась в 2005 году на кинофестивале Sundance, после чего Эккер мгновенно приобрел репутацию восходящей звезды от анимации, которую только подтвердила последовавшая чуть позже номинация на «Оскар».

 

Шейн Эккер: «Номинация на Оскар меняет всю твою жизнь! Я даже не предполагал, что короткометражку ждет такой успех, и все время думал, как же мне повезло, какая необыкновенная честь мне оказана. Номинация открыла для меня множество закрытых до этого дверей и подарила возможность и далее воплощать себя в жизнь как художник».
Режиссер «Дозоров», «Иронии судьбы 2» и «Особо опасен» Тимур Бекмамбетов увидел «Девять» в Берлине.

 

Тимур Бекмамбетов: «Как зрителя, меня захватила короткометражка Шейна. Мне захотелось узнать, чем все закончилось – и как началось. Я немедленно позвонил своему агенту и попросил его найти мне этого режиссера. Мне хотелось помочь Шейну раскрыть его видение этого эпического, развлекательного, но при этом все равно глубокого кино. В итоге мой партнер Джим Лемли нашел Эккера, мы встретились и решили сделать полнометражный фильм».

 

Позже к проекту присоединился еще один мастер с уникальным почерком, узнаваемым по всему миру – речь, конечно, о Тиме Бертоне.
Тимур Бекмабетов: «У нас с Бертоном один и тот же агент, Майк Симпсон, и он свел нас потому, что в моих фильмах присутствует бертоновский мистицизм, им не чужда атмосфера его картин. Мы обсудили «Девять» и сошлись во мнении, что будет хорошо помочь Шэйну рассказать эту историю».

 

Бертона также поразила работа молодого режиссера.
Тим Бертон: «Этот короткий метр - самые удивительные одиннадцать минут экранного времени из тех, что я когда-либо видел. Замысел Шейна завораживает. Он детально продуман, и эта гипнотически красивая вселенная поражает не только с эстетической точки зрения, но и очень сильно действует на зрителя эмоционально».

 

Несмотря на то, что продюсерами Эккера были люди творческие, он говорит, что в процессе создания фильма они только помогали, и ничуть не претендовали на его режиссерские функции. Тимур Бекмамбетов, например, привнес в картину свое понимание магии чисел и уникальные визуальные решения.

 

Тим Бертон: «Наша задача как продюсеров была, конечно, не в том, чтобы подавить Шейна или навязать ему свое видение. Напротив, мы старались сделать так, чтобы ему было максимально комфортно, чтобы он мог спокойно снять свое кино».

 

Вселенная «Девять» постепенно обретала очертания, и Эккер называет стилистику, в которой она выполнена, - «состроченный панк» (stitchpunk), намекая на то, что персонажи выглядят так, словно наскоро сшиты из того, что было под рукой.

 

Шейн Эккер: «Название «состроченный панк» я впервые услышал от одного из поклонников моей короткометражки, и, честно скажу, оно очень четко описывает суть моих героев, то, кем они физически являются и то, что они никогда не задумывались, как игрушки, но были созданы, чтобы выжить в условиях жестокой реальности. Я понимал, что окружающий их ландшафт должен иметь грубую, неровную текстуру, где в обломках прошлого зарождаются новые формы жизни».

 

Эккер не хотел, чтобы фильм о борьбе «души» против «железа» выглядел чересчур компьютерным, поэтому движения камеры были специально ограничены, как в обычном кино. Камера тут имитирует движения тележки и крана, словно речь не о компьютерной анимации, а о реальной киносъемке. Такой же подход практиковался в отношении персонажей - на столах аниматоров были установлены зеркала, чтобы во время работы за компьютером всегда была возможность проследить черты того или иного выражения или как изменяется лицо при произношении звуков. Таким образом, пластика и мимика кукольных героев максимально приближена к реальным движениям людей.

 

Принцип реализма был центральным в технологии производства фильма. Это отличает «Девять» от привычных зрителю мультипликационных фильмов. Ошеломляющая визуальная глубина достигается за счет проработки текстур, большинство из которых было получено в результате сканирования реальных объектов, в том числе найденных Эккером на свалках. Большой эмоциональный заряд несет в себе игра света и тени:
«Шейн не боится использовать черноту, чтобы подчеркнуть ту или иную сцену. Благодаря этому зрелище становится более динамичным и на зрительном уровне передает все, с чем приходится сталкиваться героям – особенно принимая во внимание предназначенную для них цель», - отмечает производственный дизайнер Роберт Ст.Пьер.

 

Шейн Эккер: «Не технология украшает фильм, а художник, в чьих руках - технология. В этом весь смысл».

 

По материалам сайта cinemapark.ru



Рецензии

27.11.2016 Фантастические твари и где они обитают: магия для взрослых

Когда вы в последний раз думали о волшебстве? Когда замечали чудеса вокруг себя? На большие экраны вышла новая история о волшебном мире Дж...

21.11.2016 Прибытие. Будущее в прошлом

На Землю прибыло 12 инопланетных кораблей в разные точки мира. Военные привлекают лучшего лингвиста, чтобы установить контакт с пришельцам...

02.11.2016 «Расплата». Одинокий аудитор

Тема аутизма в большом кино — далеко не редкость. Перед нами возникают великолепные мелодраматические фильмы («Человек дождя», «Я-Сэм»), ...