Трамвай
^

Адмиралъ. Костя бравый "Адмирал" все надежды оправдал

19.10.2008

Непростое это дело – снимать фильмы на основе исторических фактов. И хотя, как известно – жизнь – лучший драматург, создать качественное кино, базируясь на событиях, имевших место в истории, но при этом, не углубляться в документалистику, бывает очень непросто, поэтому перед режиссером и его командой всегда стоит нелегкий выбор, в каком направлении им двигаться: либо делать упор на научную составляющую, либо – на художественную. Гармонично связать их воедино удается не каждому.

 

Удалось ли это Андрею Кравчуку? Попробуем найти ответ.

 

«Адмирал» во многом напоминает творение Вольфганга Петерсона – «Троя». Во-первых, обе картины представляют собой историческую драму, во-вторых, имеют схожую структуру изложения, в-третьих, обладают подобным романтизмом. Обо всем по порядку.

 

Обе ленты описывают исторические события, правда, взгляд режиссеров на них несколько иной, нежели историков, но для того, чтоб снять фильм, который был бы интересен большинству зрителей, мало одного перечисления «сухих» фактов. В этом плане Петерсон выиграл, поскольку взял за основу  своей картины древнегреческий эпос (ведь «Илиада» на самом деле не является научным произведением), что давало ему больше свободы (хотя и такой подход не избавил его от критики).

 

Кравчуку было сложнее, поскольку он имел дело с событиями не очень далекого прошлого, к тому же исторически достоверными, поэтому действовать ему приходилось в строго определенных временных рамках, руководствуясь документами тех времен, но, не смотря на все трудности, режиссеру удалось снять замечательную картину полную драматизма, который явился следствием не только военных действий, освещенных в ленте (гражданская война), но и личной трагедии адмирала и близких ему людей, причем практически без искажения исторических фактов (хотя отклонения от реальности все же имеются).

 

Создатели картины о жизни А. В. Колчака избрали такую же форму повествования, какую можно наблюдать в экранизации поэмы Гомера – чередование групп событий (сцены боев сменялись описанием мирной жизни). В самом начале зрителя знакомят с главным действующим персонажем, демонстрируют его характер, тем самым, давая понять, что он собой представляет, затем следует представление остальных действующих лиц. В отличие от работы западного режиссера, в которой прослеживается одна ярко выраженная сюжетная линия и все происходящее на экране строго ей подчинено (четко видна причинно-следственная связь, что в свою очередь определяет целостность картины), «Адмирал» имеет две таковых (любовь и война), и хоть развиваются они одновременно (временами даже переплетаясь), в фильме мы видим сумбурность их демонстрации, что стало причиной раздробленности ленты на отдельные эпизоды. (Речь в данном случае идет о баталиях. Порой складывалось впечатление, что авторы нарочно, раз за разом вставляли сцены сражений, с целью либо увеличить продолжительность картины, либо отвлечь зрителя от переживаний за судьбы главных героев. На мой взгляд, романтическая составляющая «Адмирала» преобладает над всеми остальными, поэтому боевые действия в данном фильме нужно воспринимать, как лирические отступления).

 

А вот что действительно удалось передать режиссеру, так это ужас расправ. Сцены казней настолько душещипательны, что в полной мере способны передать трагизм той эпохи (чего только стоит устланный телами офицеров ковер из желтых листьев или «аллея» утопленных моряков). Расстрел Колчака и Пепеляева был снят практически идеально. Актеры сыграли этот момент невероятно реалистично. Падение их (особенно Хабенского) выглядело очень натурально. Эпизод с тонущим телом тоже мог бы получиться неплохо, если бы Кравчук не применил ненужный в этом моменте прием – символизм, когда решил параллельно показать главную героиню, продемонстрировать ее переживания, намекая тем самым на крах их отношений (этого делать, не стоило, поскольку зритель и сам все прекрасно понимает).

 

Романтизм представлен описанием истории любви, чести, мужества, отваги. Все вышеперечисленное можно наблюдать в обеих лентах. (Кстати эти же качества восхваляются и в фильмах о бойцах красной армии, к примеру, фильм «Офицеры» яркое тому подтверждение)

 

Что касается игры актеров, то оценивать ее можно по-разному, ведь до конца вжиться в роль никому так и не удалось.

 

Константин Хабенский смог воссоздать (или же просто создать) образ Колчака-человека (в плане эмоций, чувств), а вот адмирала из актера не получилось – ввиду отсутствия командного голоса, а так же не слишком убедительного перевоплощения в военнослужащего. Сыграв естественно и непринужденно, артист раскрыл романтическую сторону своего персонажа, что для художественного фильма оказалось вполне достаточно.

 

Елизавета Боярская напротив была «скованной». Движения и мимика ее подчас напоминали движения механической куклы, а реплики были лишены искренности и легкости (ощущалась наигранность).

 

Другие знаменитости российского кино, которые были задействованы в эпизодах и исполнившие второстепенные роли, неплохо справились со своей работой. («Нет маленьких ролей, есть маленькие актеры» М. С. Щепкин).

 

Не смотря на имеющиеся недочеты, фильм бесспорно удался. Пускай отечественная киноиндустрия только учится создавать зрелищные картины, ее ждет прекрасное будущее, ведь учатся наши специалисты на работах своих западных коллег, а в Голливуде знают толк в коммерческом кино.

 

Андрей Наговицын (Пермь)

 

Просмотр фильма стал возможен благодаря сети кинотеатров "Very Velly", кинотеатры: мультиплекс "Very Velly" и Рубин



Рецензии

27.11.2016 Фантастические твари и где они обитают: магия для взрослых

Когда вы в последний раз думали о волшебстве? Когда замечали чудеса вокруг себя? На большие экраны вышла новая история о волшебном мире Дж...

21.11.2016 Прибытие. Будущее в прошлом

На Землю прибыло 12 инопланетных кораблей в разные точки мира. Военные привлекают лучшего лингвиста, чтобы установить контакт с пришельцам...

02.11.2016 «Расплата». Одинокий аудитор

Тема аутизма в большом кино — далеко не редкость. Перед нами возникают великолепные мелодраматические фильмы («Человек дождя», «Я-Сэм»), ...