^

Алиса в Зазеркалье. Вариации на тему зазеркалья со стёбом

14.06.2016

«Весна – самое время сойти с ума» – лозунг новой весенней «Алисы», на этот раз – в Зазеркалье. И он в полной мере соответствует фильму!.. Но давайте по порядку.

Льюис Кэролл — великий писатель. Написал он в свое время Алису сначала «В стране Чудес», потом – «В Зазеркалье». И Тим Бёртон снял сумасшедшее кино по первой части, а режиссер «Малифисенты» — некто неизвестный мне до этого Джеймс Бобин — вторую часть, про Зазеркалье.

Мне вообще редко нравятся фильмы: чтобы нравиться, фильм должен удивить хоть чем-то. Неплоскими шутками, непредсказуемым финалом, хорошей игрой ВСЕХ актеров, фразами, которые можно цитировать. Большая часть фильмов для меня предсказуема — имея некоторое отношение к построению кино и хорошее воображение, я заранее знаю, чем дело кончится, и мне, соответственно, не интересно. Но этот фильм меня удивил…

Все знают, что Алиса в Зазеркалье — абсурд, разобранный на цитаты, но с глубоким смыслом (хотя, возможно, Кэролл его туда не вкладывал, а просто курил что-то и зафиксировал этот момент, вписав в сюжет Синего Червяка, курящего кальян, как образ самого себя...). Казалось бы, интересно посмотреть, как экранизировал его режиссер, но снята была совсем не экранизация, а вариация на тему.

То есть в фильме-2 про Алису, общего с книгой — только персонажи (причем Шляпник — это Джонни Депп, а Белая Королева — это Энн Хетуэй, а Красная Королева «Головы с плеч» — это Беллатрисса Лестрейндж из Гарри Поттера, вот бы вспомнить, как там ее звать) и то, что Алиса попадает в мир своих фантазий через Зеркало. Вот и всё.

А дальше я аплодирую стоя режиссеру Джеймсу: этот умелец просто взял и придумал практически новую часть Алисы! Джеймс, пишите же книгу — срочно!..
Вот честное слово, фантазия и умение создавать перевертыши у него не хуже Кэролла! Она знакомится со Временем (хочу такие же глаза, как у этого мужика — его, кстати, играет Саша Коэн), отправляется в Чудоштуке Хроносфере спасать семью Шляпника, путешествует во времени, узнает, почему Красная Королева такая большеголовая, видит ситуацию, в которой Шляпника, Кролика и Мышь посадили навечно ожидать чайного времени в саду за столом, видит детство основных героев и, наконец, чуть не разносит к чертям весь мир... И никаких говорящих цветов, Черной королевы и Шахматной доски, на которой Пешка может стать Королевой, дойдя до 8 линии.

Что такого в этом фильме, почему, собственно, после его просмотра эмоции буквально лезут из меня?

Актеры, конечно. Джонни Депп в своем репертуаре, весь в шуточках, рыжем парике и умеренно комичен, а местами трогателен). Энн Хэтуэй из «Дьявол носит Прада» — утрированный до смеха образ доброй феи, которая постоянно совершает руками такие характерные воздушные движения — забавная такая девушка. Великолепная Красная королева как оплот феминизма (она — возлюбленная Времени) и пример ранимой человеческой души. Забавные кролики, говорящий бассет, шизанутая мышь и два странных круглых брата... В общем, компания — как в сумасшедшем доме, причем нарисована позитивно и реалистичненько. Окажись я там на самом деле, смотрела бы по сторонам и изумленно улыбалась.

Краски. Фильм яркий, нереально красивый по пейзажам! То розовые деревья, то впечатляющие огромные волны, то ярко-зеленые поляны с цветами, то замок в форме сердца из плетеных красных ветвей — фантазия у режиссера работает так, что позавидуешь! Только и успеваешь разглядывать всю ту кучу нереальных и очень красивых деталей, которая появляется на экране! Не говорю уже о макияже и костюмах, архитектуре волшебных зазеркальных домов и т.д. — редко увидишь такую яркость, не вычурную, а оправданную.

Динамика и сюжет. Что-то нереальное происходит на экране, сменяясь каждую минуту все более нереальным. Уже минут через 20 после начала фильма я поняла: он непредсказуем, поскольку режиссер, взяв за основу стиль Кэролла, создает сценарий сам, как он его видит! Честное слово, с фильма можно писать продолжение Алисиной истории — всё те же необычности Страны Чудес, но в новом сценарии!

Стёб. Бобин, кажется, режиссер комедийный. Над каждым в фильме так или иначе стебётся автор или другие персонажи. Особенно не повезло Времени — придя в гости к Шляпнику, Мыши и Кролику, он целый час выслушивал вопросы в стиле «А что значит СКОРО?», «А куда уходит наше время?» или выражения в духе «Вот и наше время пришло!». Стебали этого прекрасного мужчину по полной. Стёб этот интеллектуальный, со смыслом и подтекстом, без какой-либо пошлятины и идиотизма. И фильм спокойно можно разбирать на цитаты, частью придуманные режиссером.

Развязка. Ясно, что, по Кэроллу, всё должно закончиться хорошо. Но режиссер нагнетает, поэтому ногти погрызть в конце хочется: сумбур и абсурд нарастают. Не буду рассказывать детали, но захватывает.

Итог всего этого: в конце я сидела в зале со слезами на глазах, что тоже бывает крайне редко. А в голове у меня пытались уместиться все те классные цитаты, которые хочется забрать и оставить себе после фильма. Вот они:

Может быть, это недостижимо, но точно возможно!

Мне можно, я — сумасшедшая!

Тебя я буду помнить вечно. Только, пожалуйста, не возвращайся!

Мы все всё можем. Но не все этого хотим!

Прошлого нельзя изменить, но из него можно сделать выводы.

Безумцы всех умней.

Шляпник! И, как всегда, не в себе!...


Но чтобы совершить невозможное, нужно лишь уверовать, что вы на это способны.
Так что, если вы любите интеллектуальный юмор, цитаты из знакомой с детства книги в сочетании со слегка знакомым, но НЕ ТЕМ сюжетом, и жаждете увидеть новый мир, яркий и красочный – срочно идите на фильм!..

P.S. Я ни слова не сказала про Алису, и это не случайно. Девушка играет Алису именно Кэролла – в классическом ее прочтении. Не переигрывает, но и невероятную глубину образа тоже не показывает. Сыграла убедительно, но глубина образа тут не получилась —  да она, судя по замыслу режиссера и самого Кэролла, и не требовалась: девушка в книге проста, открыта новым удивлениям и готова учиться у всего, что видит вокруг. «Все чудливее и странноватей», да, Алиса?


Автор: Алёна Усачёва





Рецензии

27.11.2016 Фантастические твари и где они обитают: магия для взрослых

Когда вы в последний раз думали о волшебстве? Когда замечали чудеса вокруг себя? На большие экраны вышла новая история о волшебном мире Дж...

21.11.2016 Прибытие. Будущее в прошлом

На Землю прибыло 12 инопланетных кораблей в разные точки мира. Военные привлекают лучшего лингвиста, чтобы установить контакт с пришельцам...

02.11.2016 «Расплата». Одинокий аудитор

Тема аутизма в большом кино — далеко не редкость. Перед нами возникают великолепные мелодраматические фильмы («Человек дождя», «Я-Сэм»), ...