Трамвай
^

Астрал. Поиграем в прятки?

25.04.2011

Ну, вот и подходит к концу прокат зубодробительного фильма ужасов «Астрал». «Зубодробительность», наверное, можно с легкостью оспорить при желании, ведь для одного фильм зубодробительный, для другого сердцедробительный (ну вы понимаете, о чем я: это когда сердце замирает при просмотре), а для третьего и вовсе мозгодробительный. Ярые критики фильмов ужасов и, в частности, этого фильма, без сомнений, относятся к последней категории, ибо, что им не сунь, все не ладно, все съедят. Но мы сейчас не об этом, господа. Пусть критики критикуют, а мы - простые смертные будем тихо сидеть в сторонке и писать свои объективно-субъективные(!) отзывы.

Собственно, по делу и о фильме. В первую очередь, хочу сказать, что уже давно не получала такого удовольствия от просмотра фильмов ужасов. Огромная масса фильмов, да и вообще искусство в целом, сейчас занимается тем, что тщательно пережевывает старые плоды, пытаясь ощутить забвенный образцовый вкус и создать нечто новое, никому неизведанное доселе. Единицам удается добиться этой цели, в остальных случаях появляются безликие, скомканные, хаотичные «произведения», которые мы уже где-то видели, где-то слышали, где-то читали. Все это было где-то, как-то, когда-то, почему-то.

Астрал это не инновация,  напротив, скорее дань традиционному взгляду на фильмы ужасов. Канва фильма вышита обычными нитками, на ней нет замысловатых трехэтажных стежков «изподвыверта». Режиссер пошел тем самым путем, который я только что описала: все новое – это хорошо забытое старое. Действительно, картинка строилась именно на укоренившихся хоррор-традициях, однако у меня не возникло ни малейшего чувства, что это где-то подсмотрено или украдено. Главное в этом деле – это последовательность, логичность, создающие гармоничность фильма, а она, в свою очередь, и влияет на наше восприятие.

Иногда, когда нас спрашивают, понравился ли нам тот или иной фильм, мы толком не можем ответить на этот вопрос. Почему? А все потому, что после просмотра нами обуревает А) гармоничность либо Б) негармоничность. А или Б обладает определенным набором чувств и эмоций, мыслей, которые в конечном итоге вербализируются в наше мнение о фильме. При просмотре «Астрала» у меня не было никаких колючих вопросов, все шло как надо, как полагается. В этом есть плюс.

Другой плюс – напряженность. «Астрал» - это  цербер, яро вцепившийся в глотку  и не отпускающий до самого конца. Где вы еще увидите такие каскады острых неожиданностей,  возникающих из ниоткуда и уплывающих в никуда? Не спорю, были моменты, где опытное чутье заносило в протокол все подозрительные повороты и подсказывало, что вот-вот что-то случится. Это вполне нормально для любого фильма и для любого зрителя, смотрящего хоть время от времени кинопродукцию. И, тем не менее, я человек непуганый, моя максимальная степень страха – это вздрогнуть пару раз в течение фильма.

В нашем случае, нервная реакция зашкаливает за пресловутую норму, и мурашки бегают, и холодок курсирует, плутая в судорожном теле, и вообще, все на своем месте. Вряд ли можно сказать, что приемы пугания какие-то особенные, необычные, но они весьма грамотно выстроены и являются неотъемлемой компонентой фильма в целом.

Атмосфера фильма  неоднородная, в этом и плюс, и минус, наверно. Действие фильма происходит в настоящем времени, но в ленте присутствуют и моменты из контекста прошлого. Не совсем органично смотрелся, на мой взгляд, призрачный мужчина, этак из 18 века, которого несколько раз видела главная героиня. Уж очень он смахивает на какого-то пирата, выскочившего из малобюджетного хоррора. Одного не хватает – крюка вместо руки. Другой весьма странный эпизод – это, собственно, ритуал вхождения в астрал. Здесь под вопросом стоит та самая амуниция команды «экзорцистов»: километровые а-ля противогазы, помогающие общению с теми, кто обитает в астрале, смотрятся, мягко говоря, сюрреалистично, а если честно, то, как бы сказало современное поколение «не в тему».   Кибер-готы явно позавидовали бы таким модным примочкам :)

Зато очень порадовал эффект дома восковых фигур – путешествие по миру астрала похоже на посещение музея. Только в отличие от обычных прогулок по домам исторических ценностей, здесь нет ни гида, тоскливо читающего отчеканенный текст, ни экспонатов, наводящих на скуку. Все, что здесь есть – это страх. Он и гид, и экспонат, и главное лицо астрального путешествия.

Астральное путешествие становится астральным, во многом благодаря соответствующему музыкальному сопровождению. Снимаю свою шляпу, которую непременно пришлось найти ради такого особого случая. Многие сетуют на то, что музыка просто ужасна. Господа, не это ли залог успеха фильма ужасов? Фильм ужасов должен быть ужасен! Конечно же, в хорошем смысле этого слова. Возможно, я и преувеличиваю, но я еще никогда не была потрясена такой органичностью музыки.

Обычно, это красивые, но забитые таинственные мелодии, зачастую с ведущей партией клавишных. Главный музыкальные акцент этой картины – это великолепная игра скрипичных! Помнится мне, на уроках МХК, один из наших преподавателей включал нам произведения стиля авангард, и на тот момент, хотелось просто убежать из аудитории, потому что терпеть такие дисгармонии было просто невыносимо! Джозеф Бишара нашел великолепное применение такой с ума сводящей музыке: диссонирующие пассажи скрипичных, приправленными местами спокойными меланхоличными напевами,   создают такое внутреннее напряжение, что и без картинки можно запросто свихнуться. Мое отдельное спасибо композитору, забрала в свою музыкальную копилку.


Мои 8 из 10.


Сыстерова Евгения


Просмотр фильма стал возможен благодаря сети кинотеатров «VERY VELLY», кинотеатры: суперкинотеатр «Кристалл-IMAX» и мультиплекс «VERY VELLY» в ТРК «Колизей-Cinema»



Рецензии

27.11.2016 Фантастические твари и где они обитают: магия для взрослых

Когда вы в последний раз думали о волшебстве? Когда замечали чудеса вокруг себя? На большие экраны вышла новая история о волшебном мире Дж...

21.11.2016 Прибытие. Будущее в прошлом

На Землю прибыло 12 инопланетных кораблей в разные точки мира. Военные привлекают лучшего лингвиста, чтобы установить контакт с пришельцам...

02.11.2016 «Расплата». Одинокий аудитор

Тема аутизма в большом кино — далеко не редкость. Перед нами возникают великолепные мелодраматические фильмы («Человек дождя», «Я-Сэм»), ...