Трамвай
^

Авиатор

05.05.2005 Рецензия Джона Сильвера

Биография Говарда Хьюза для Америки – одна из национальных легенд. В судьбе этого человека все было необычно и все – очень национально типично. Он умер в 1976 году, но до сих пор его имя служит синонимом феноменального успеха, всенародного поклонения и неразгаданной тайны. Гениальный делец, фантастический пилот и явный сумасшедший – какое невозможное сочетание!

Скорсезе сосредоточивается на одной части его личности – на пристрастии к самолетам. По признанию самого Хьюза, он понял свое призвание авиатора в тот же миг, как впервые сел за штурвал летательного аппарата на съемках фильма «Ангелы ада», который продюсировал. Это увлечение принесло ему мировую славу и, вероятно, привело к безумию. Есть такая версия. Правда, у Скорсезе причина душевной болезни Хьюза – несколько иная. Собственно, и начинается фильм со сцены, которая должна нам впоследствии объяснить переворот в мозгах авиатора Хьюза. Сцена, явно поставленная каким-то специально нанятым психоаналитиком: маленький мальчик лет десяти от роду стоит в тазу с водой, к нему подходит мама, аккуратно вынимает кусок мыла из жестяной коробочки и начинает мыть сына. Ведя с ним разговор с странной, но выразительной манере. Такие сеансы ребенку должны были запомниться надолго. И запомнились. Когда Говард вырос, он везде носил с собой кусок мыла в жестяной коробочке.

Леонардо Ди Каприо за исполнение роли Хьюза получил «Золотой глобус». Первый, между прочим, в своей карьере. Может быть, еще и «Оскар» получит – так бывает довольно часто, да и претендентов у него в этом году особо не предвидится. Не то, чтобы я хотел оспорить решение «глобусного» жюри (актер Ди Каприо очень даже приличный), только вот в «Авиаторе» он ничего выдающегося не показал. Ну, или показал не до конца. Причина, на мой взгляд – в том, что он категорически не хочет стариться. С физиономией подростка он никак не тянет даже на свои 30 лет – тем более, на те 40 с лишним, которые ему приходится изображать в конце «Авиатора». Для того, чтобы как-то состарить актера, Скорсезе налепил ему усы, но это совсем не помогло – смотрится, как школьный маскарад. Ди Каприо умеет сыграть многое, но вот возраст сыграть решительно не может.

Ну, а поскольку от его персональных усилий, в общем-то, зависит весь фильм, то так и получается. Первый час – это отличное кино: яркое, динамичное, наполненное блестящей голливудской мишурой, молодостью и энергией. Подготовившись смотреть, как Скорсезе, по обыкновению, неторопливо разворачивает свое очередное эпическое полотно, я был приятно поражен легкости и темпераментности того, что он сделал. Даже был готов отметить эту работу оценкой, близкой к высшей. Но Хьюз старел – и Ди Каприо явно терялся перед камерой, а первоначальный драйв фильма незаметно испарялся. Финалом Скорсезе все же искупил это впечатление – финал хорош своей открытостью и эмоциональной силой (а еще ему предшествует потрясающая сцена испытательного полета гигантского лайнера «Геркулес», который предваряет отличный эпизод разборок в сенатской комиссии). Но разве забудешь предшествующие минут сорок тягомотины, когда Хьюз постепенно сходил с ума, сходил долго и нудно – так, как, наверное, один Скорсезе может показывать? И как голый Ди Каприо со своей плейбойской внешностью пытался изобразить «сумерки разума»?

Словом, никакого высшего балла «Авиатор» в итоге не получил. Хотя, скорее всего, к числу лучших фильмов Скорсезе причислить его можно с легкой душой. Во всяком случае, из виденного мною он – лучшее произведение маститого режиссера, репутация которого, как говорят недоброжелатели, базируется в основном на знакомстве с несколькими нужными людьми. Нет, в самом деле: первый час «Авиатора» - это работа на высшем уровне. Просто режиссеру надо было вовремя сказать себе: «Стоп!» Можно было избавить зрителя от нескольких мучительных сцен хьюзовской паранойи. Но Скорсезе уже не в том возрасте, когда можно поступить вопреки своим застарелым особенностям. А большой метраж для него стал уже такой же манией, как для Говарда Хьюза – стерильно чистые руки. Наверное, что-то с маленьким Мартином мамочка в детстве сделала – и он разучился быть лаконичным…


Рецензии

27.11.2016 Фантастические твари и где они обитают: магия для взрослых

Когда вы в последний раз думали о волшебстве? Когда замечали чудеса вокруг себя? На большие экраны вышла новая история о волшебном мире Дж...

21.11.2016 Прибытие. Будущее в прошлом

На Землю прибыло 12 инопланетных кораблей в разные точки мира. Военные привлекают лучшего лингвиста, чтобы установить контакт с пришельцам...

02.11.2016 «Расплата». Одинокий аудитор

Тема аутизма в большом кино — далеко не редкость. Перед нами возникают великолепные мелодраматические фильмы («Человек дождя», «Я-Сэм»), ...