^

Беовульф. Герой над златом чахнет (Пермь)

24.11.2007

Видимо, кому-то не дают покоя последняя фантазия, и он надеется перегнать полярный экспресс. Это никто иной как Роберт Земекис, чей новый проект – именно проект, а не фильм – стартовал в российском прокате.

 

Режиссер известен своей тягой к головоломным фантастическим лентам, приключениям, ужасу, action и компьютерным мультфильмам. Новое творение блистательного создателя трилогии «Назад в будущее» – ничто иное как полнометражная анимация для взрослых. Проще назвать его работу проектом, так как внедрение новой технологии, еще не до конца отшлифованной, - это попытка превратить традиционный фильм, каким мы его привыкли видеть, в нечто другое.

 

Всякий раз во время просмотра эффектной смены планов хочется похвалить прекрасную операторскую работу, и каждый раз приходиться одергивать себя, так как съемок реалий в «Беовульфе» нет. Исключительным является только компьютерное воплощение как, например, в любимом детишками и не только «Шрэке», но не более того.

 

Еще в «Полярном экспрессе» Земекис применил революционную технологию motion capture. Суть ее в том, что актеры со множеством датчиков на теле играют свои роли на фоне синего экрана. Действие снимает множество операторов. Потом при помощи компьютерных программ специалисты по анимации на основе адаптированной актерской игры создают рисованных персонажей.

 

Создание таких псевдо-мультипликационных героев – дело сложнейшее, но до безупречности данная технология пока не дошла. Мимика экранных персонажей далека от выражения живых эмоций, ближе к тому же «Шрэку», чем к любому киноэпосу, где роли исполнили настоящие актеры, пусть и в компьютерных декорациях. Взять, к примеру, три первые главы «Звездных войн» или «Возвращение Супермена». В последнем актера Брэндона Рута периодически заменяет слепленный при помощи современных кукловодов персонаж с неудачной подтяжкой лица.

 

В «Беовульфе» и король Хротгар, и Унферт с волосами, напоминающими мисс Эластику из «Суперсемейки», и королева, и женщина-демон, рисованная с Анджелины Джоли далеко от Супермена не ушли. Хотя ближе к финалу к выражению их лиц, несомненно, привыкаешь. Графика хорошей компьютерной игрушки в дальнейшем становится оправданной и даже начинает нравиться.

 

«Беовульф» кроме всего прочего исполнен в формате 3D, но IMAX  к сожалению не достроен. Поэтому впечатления от проекта могут быть описаны на вскидку, не более того, а абы да кабы мы в любом случае рассказать не может, так как в полную силу все это великолепие оценить пермскому зрителю негде.

 

Но давайте отвлечемся от новейших компьютерных технологиях, которые Земекис применяет, не собираясь останавливаться на достигнутом. Мы обратимся к сюжету, в основу которого легли мифы и легенды Скандинавии.

 

В самом начале нашей эры в датском царстве обитал демон. Обладающий женской сущностью при помощи чар он являлся в образе необыкновенной красавицы.

 

Восхитительная дева околдовывала самого сильного мужа, давая возможность жить ему в богатстве и сидеть на троне, взамен чего просила подарить ей сына.  Искусительница забирала у каждого из ослепленных ее красотой некий золотой кубок, символ своей власти над жизнью мужчины.

 

Но ни счастья, ни радости это не принесло ни тем, ни другим. Переходящий от мужчины к мужчины золотой кубок, а вместе с ним  богатство, власть, корона, делали жизнь каждого из них обычной чередой событий, лишенной радости… Все они, купившись на великолепие золота и соблазнившийся женскими чарами колдуньи, чахли в своей жизни как трава в пустыне. Лорд Беовульф – великий герой – стал одним из этих мужчин.

 

От каждого царственного любовника у дьяволицы было свое дитя. И понятно, что милых розовых младенчиков хвостатое чудовище никак не произвести на свет. Греховная связь с адской колдуньей оборачивалась проклятием для власть имущих отцов. От развратника  родился несчастный уродец без каких-либо половых признаков, от героя – золотой дракон.

 

И Беовульфу, чтоб спасти свой народ и закрепить свое имя в легендах о великих героях, ничего не осталось как следовать вечному позыву к действию для несчастных отцов: «Я тебя породил – я тебя и убью».

 

А мораль сей басни такова – будь осторожнее со своими желаниями, поддаваясь искусительнице, потому как могут появиться детки, обладающие твоими лучшими чертами…

 

В целом, эта сказка для взрослых, в которой есть место слегка затуманенным эротическим сценам, производит вполне благоприятное впечатление. Если, опять же, не брать во внимание реализацию задуманной идеи, то action, поворотов сюжета, оригинальных визуальных концепций в этом кино-проекте предостаточно. Чего стоит один только золотой дракон – не имеющее аналогов существо, ребенок героического отца.

 

Каждый из персонажей наделен некоторыми не лучшими человеческими качествами. И, что самое важное, в «Беовульфе» у компьютерных по исполнению героев настоящее человеческое нутро: и мужское, и женское.

 

Герою свойственно хвастовство, женатому – измена, великому – слабость, женщине – внутренний стержень, неизменная в веках сила прощения, чудовищу – многогранная натура.

 

Такая реализация экранных персонажей не соответствует голливудской сказке, в которой обычно – герой исключительно положительный, а противопоставленный ему монстр не имеет ничего доброго.

 

Кто-то сравнивает Гренделя из «Беовульфа» с Горлумом. Единственное, что в них общего – это компьютерная реализация. Горлум задуман не для того, чтоб его было жалко. Он представляет собой искалеченную до безумия людскую сущность, где нет места положительным чертам. Даже в светлой части Горлума – ведь она в итоге побеждена. Грендель же неизменяемый с самого начала и до конца. Это несчастное существо способно вызвать только жалость и отвращение. Главное чудовище тут не он…

 

И дело даже не в демоне, а в человеческих чертах. Если бы Беовульф не был хвастуном и настоящим мужчиной со всеми свойственными ему пороками и слабостями, если бы он не поддался женской красоте, то, возможно, история его не была бы такой яркой. И мы бы ничего о нем не услышали. А хорошая легенда в основе сюжете – это, несомненно, одно из важных составляющих хорошего зрелищного кино. Другие же составляющие – это визуальный ряд, соответствующий тематике саундтрек, актерская игра, выигрышные спецэффекты.

 

Смена разнообразных планов впечатляет. Несмотря на все вышесказанное о мультипликационной реализации, фильм достаточно красивый, ни в чем не уступает другим новоявленным сказкам. Давний партнер Земекиса, композитор Алан Сильвестри привнес в проект прекрасную музыку.

 

Об исполнении ролей говорить сложнее. Возможно, если оттачивать технологию motion capture, в скором будущем все роли сможет исполнять один реальный человек. Ведь создание образа в данном случае ничто иное как умелая работа компьютерных гениев с прекрасным художественным вкусом. Морские чудища и Грендель, к примеру, удались создателям графики на славу, в отличии от лошадей, которые во время просмотра иногда вызывают хихиканье в зале.


«Беовульф», несмотря на специфику жанра и формы реализации материала, ни в коем случае не провален. Это новый интересный проект. Мощные кровавые сцены, великолепные пейзажи, красивейшие человеческие тела… Во время просмотра вы сможете окунуться в фантастический мифический мир, созданный Робертом Земекисом. И не забывайте про вечную истину: сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок…

 

Мария Калинина (Пермь)

 

Просмотр фильма стал возможен благодаря сети кинотеатров "Панорама": Триумф и Рубин



Рецензии

27.11.2016 Фантастические твари и где они обитают: магия для взрослых

Когда вы в последний раз думали о волшебстве? Когда замечали чудеса вокруг себя? На большие экраны вышла новая история о волшебном мире Дж...

21.11.2016 Прибытие. Будущее в прошлом

На Землю прибыло 12 инопланетных кораблей в разные точки мира. Военные привлекают лучшего лингвиста, чтобы установить контакт с пришельцам...

02.11.2016 «Расплата». Одинокий аудитор

Тема аутизма в большом кино — далеко не редкость. Перед нами возникают великолепные мелодраматические фильмы («Человек дождя», «Я-Сэм»), ...