Трамвай
^

Братья Гримм. Старые сказки да на новый лад (Пермь)

21.09.2005

Понравилась кондитерская феерия «Чарли и шоколадная фабрика»? Тогда самое время снова отправиться в мир волшебного. На этот раз за сказочность отвечает Терри Гиллиам (кстати, после последнего его фильма «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» прошло аж 7 лет!). Естественно, перед просмотром ожидаем всего, что угодно, но только не хрестоматийную сказку.  Это становится понятно уже с самого начала. Братья Гримм оказываются самыми настоящими пройдохами – пугают местных жителей ведьмами и троллями, и за сходную цену сражаются с этой нечистью, используя бутафорские доспехи и всякие внушительные примочки. Все это до поры до времени…


В одной деревеньке начинают пропадать маленькие девочки. Эти странные пропажи, конечно, раздражили блистательного генерала Делатомба (Джонатан Прайс), контролирующего данный регион. И генерал отдает приказ своему слуге - пыточных дел мастеру Кавальди (Питер Стормаер) - найти и доставить этих братьев Гримм. Пускай теперь обманщики сразятся с тем страшным, что находится в этом заколдованном лесу. Ну и, конечно, пускай освободят ребятишек во славу солнечной Франции.

Тут-то братьям и приходится столкнуться с настоящим колдовством. И пора хвататься зрителю за свою голову – начинается настоящая сказочная путаница, чехарда стилей…


Братья Якоб (Хит Леджер) и Вильгельм (Мэт Дэймонд) почему-то называют друг друга на американский манер: Джейк и Уилл. И совсем уж не понятна до конца их роль: на сказочников они как-то не тянут. О собирании сказок напоминает лишь несгораемая толстенная тетрадь Якоба, в которой он строчит за испуганными деревенскими жителями их истории. Конфликт между братьями сводится к постоянному напоминанию о волшебных бобах, из-за которых погибла сестренка Гриммов, и к полному недоверию друг к другу (слава богу, до поры до времени). Особенно интересно посмотреть на Мэта Деймонда совершенно в новой роли. Он не то, чтобы заблистал другими гранями таланта. Он заблистал испуганными глазами – ему следует играть циника, не верящего в чудеса, а он откровенно боится живых деревьев, размахивающих корягами, крича: «О, да ведь деревья можно двигать посредством специальных рельсов!». Кажется, Дэймонду слишком жал воротничок от костюма наполеоновского времени, и он с горечью вспоминал «Идентификацию Борна», где ему было гораздо комфортнее… А может быть, он (да и все остальные) просто заблудились в дебрях сценария…

Если меня спросят, о чем же все-таки «Братья Гримм», я крепко задумаюсь, прежде чем ответить. С одной стороны, мы следим за действительно сказочным действом, декорацией к которому стали все соответствующие сказке элементы: высоченная башня, заколдованная королева (между прочим, в исполнении Моники Белуччи), оборотень, враждебные коряги, пропадающие девочки, масса волшебных жучков (брррр…хотелось спрятаться под кресло). У Гиллиама получились отличные мрачные, несколько депрессивные картинки (это выглядит как реверанс бёртоновской «Сонной лощине»). Вот на этом месте стоит задуматься, вести ли ребенка на этот фильм. Ибо некоторые неприятно-натуралистические эпизоды (особенно с котенком) способны покоробить и взрослого. С другой стороны, кажется, что Терри Гиллиам приберег для нас и несколько юмористических моментов. Но смеяться было, честно слово, страшно. Особенно, когда появляется агрессивный Кавальди, а также весьма гротескный генерал Делатомб. Кстати, аплодисменты Джонатану Прайсу! Похоже, он играл роль негодяя с большим вкусом и наслаждением.


В общем, нет смысла решать, что же такое – «Братья Гримм». Для каждого здесь найдется что-то свое. Если конечно, вам удастся избавиться от ощущения, что режиссер в какой-то момент просто махнул на все рукой, пустив фильм на самотек. Кажется, что в процессе съемок Гиллиам сам запутался: где действительно сказка, а где стебовая стилизация. Не скрою, «Браться Гримм» вызывают скорее легкое замешательство (бояться или смеяться?), нежели чувство завороженности сказочным действием. Зато ближе к концу фильма найдутся забавные эпизоды – с летящим в зрителя осколком королевы, с «братским» почти-поцелуем Якоба и Вильгельма, с последней надписью перед титрами, сквозь которую словно слышится злорадный смех режиссера («баста карапузики, кончилися танцы!»)…


Рекомендую полюбоваться на «Братьев Гримм» как на отличную недосказку,  перефэнтези и просто-напросто мистерию по мотивам немецких сказок, тем более в исполнении Терри Гиллиама.

Автор: Евгения Харузина (г. Пермь)

 



Рецензии

27.11.2016 Фантастические твари и где они обитают: магия для взрослых

Когда вы в последний раз думали о волшебстве? Когда замечали чудеса вокруг себя? На большие экраны вышла новая история о волшебном мире Дж...

21.11.2016 Прибытие. Будущее в прошлом

На Землю прибыло 12 инопланетных кораблей в разные точки мира. Военные привлекают лучшего лингвиста, чтобы установить контакт с пришельцам...

02.11.2016 «Расплата». Одинокий аудитор

Тема аутизма в большом кино — далеко не редкость. Перед нами возникают великолепные мелодраматические фильмы («Человек дождя», «Я-Сэм»), ...