Трамвай
^

Черный лебедь. Белый конец

15.02.2011

Наверное, самое удивительное и чудесное в нашей жизни происходит тогда, когда появляется хитрая случайность, которая может принести яркий калейдоскоп добрых эмоций, способных закрутить так, что даже американские горки позавидуют вам. Вот и я в этот раз случайно попала в кино, случайно пошла на фильм и случайно узнала, что это дело рук великого Д. Аронофски. Того самого, что некогда сотворил «Реквием по мечте», «Фонтан» и «Пи». «Черный лебедь», со временем, несомненно, присоединится к этому ряду, ведь картина действительно поражает зрителя.

Черный лебедьМногие сетуют на то, что «Черный лебедь» не может стоять рядом с вышеупомянутым «Пи». Возможно, в этом и есть смысл, и, взвешивая фильмы, тяжелая  гирька с математическим шедевром перевесит данную картину, но позвольте внести ясность и отметить, что кисть Аронофски в «Черном лебеде» все-таки есть, и она вновь рисует излюбленный мотив автора – человеческую одержимость, которая беспрестанно гонится за идеей-фикс. На этот раз перед нами скромная незаурядная балерина (Нина), которая грезит наяву и во сне сыграть главную роль в балете «Лебединое озеро» и стать примой балетной сцены, чарующей преданных зрителей, затаивших свое дыхание в партере. Но все оказалось не так просто, как ожидала юная, робкая балерина.

Ее натура оказалась подходящей лишь для одной половинки роли — белого лебедя, воплотившего в себе некоторую скрытую стыдливость, чуткость и нежность. Действительно, как могло быть иначе? Милая скромница, живущая только одним маршрутом дом-работа-дом, засыпающая каждый день в розовой комнате, пестрящей плюшевыми мишками и другими воистину детско-романтичными игрушками, которые свидетельствуют о чистоте и непорочности белого лебедя.

Неудивительно, что черный лебедь оказался заморской птицей для самой девушки — птицей страстной, неистовой, алчной, готовой пойти на все и жить под девизом «все или ничего». Такие птицы готовы подняться неимоверно высоко, для них нет никаких границ, их не пугает ничто, они не бояться опалить крылья и упасть на землю. Нина боялась. Боялась оторваться от земли, боялась сделать этот черный шаг и стать другой – перестать названивать матери по каждому поводу, завести роман, открыть новый мир – мир безумства и вольности, страсти и похоти, мир, живущий без правил.

Черный лебедьНо когда на сцене появляется ее конкурентка – Лили, все переворачивается вверх дном в жизни юной балерины. Соперничество вынуждает Нину отчаянно бороться, но борьба становится такой жестокой, что девушка теряет голову, все вокруг нее начинает закручиваться медленно спиралью в центр, гипнотизируя и запутывая бедную танцовщицу. Сумасшедшее желание стать другой овладевает ею настолько, что Нина перестает понимать с кем она борется — с нахальной, раскрепощенной коллегой по работе, целиком и полностью олицетворяющей Черного лебедя, или с самой собой — той другой, которую она так неистово ищет в себе, которая в конечном итоге овладевает ею и выпивает бокал ее трезвого разума до самого дна.

Апофеоз борьбы человеческих мыслей – вещь воистину сложная и не поддающаяся имитации или копированию, но к счастью, то, как преподнесла его Натали Портман выглядело абсолютно органично и правдоподобно – кадр за кадром мое сердце сопереживало главной героине, чувствовало, насколько туга сюжетная нитка, которая была готова оборваться в любой момент. Особенно порадовала игра Милы Кунис – с наслаждением наблюдала за воплощением дерзкого образа соперницы Нины, который так контрастно смотрелся на фоне ее белой, бархатной натуры.

Музыкальный академизм – дело тонкое, и мне, как человеку, более или менее подкованному в данной сфере, показалось, что несравненный Клинт Манселл мог написать и получше, многое осталось недосказанным в музыкальных темах для меня. Получились не самые удачные вариации на тему «Лебединого Озера» Чайковского, но, тем не менее, музыкальная составляющая смогла поддержать атмосферу фильма на должном уровне.

Это фильм о борьбе и стремлении заглянуть в окно, где осторожно колышется пламя совершенства. Совершенство не опасно, опасен лишь путь к нему – долгий, изнурительный, проходящий через тернии. Когда-нибудь он остановится, найдя свою звезду, но вместе с ней будут открываться новые вселенные: одна за другой, они никогда не будут кончаться. У совершенства нет конца.

Оценка: 8/10

Евгения Сыстерова

 

Просмотр фильма стал возможен благодаря сети кинотеатров «VERY VELLY», кинотеатры: суперкинотеатр «Кристалл-IMAX» и мультиплекс «VERY VELLY» в ТРК «Колизей-Cinema»



Рецензии

27.11.2016 Фантастические твари и где они обитают: магия для взрослых

Когда вы в последний раз думали о волшебстве? Когда замечали чудеса вокруг себя? На большие экраны вышла новая история о волшебном мире Дж...

21.11.2016 Прибытие. Будущее в прошлом

На Землю прибыло 12 инопланетных кораблей в разные точки мира. Военные привлекают лучшего лингвиста, чтобы установить контакт с пришельцам...

02.11.2016 «Расплата». Одинокий аудитор

Тема аутизма в большом кино — далеко не редкость. Перед нами возникают великолепные мелодраматические фильмы («Человек дождя», «Я-Сэм»), ...