Трамвай
^

Черный лебедь. Танцующая при свете

15.02.2011

Классик отечественной литературы Даррен Аронофски снял очередной фильм про маленького человека. Или про большого лебедя, чёрт его знает. Фильм необычен. Здесь можно было бы даже сказать, что это новое слово в кинематографе и всё такое. Фильмы о балете уже имели место быть, но здесь всё иначе. Отличие «Чёрного лебедя» в том, что это скорее фильм-балет, притом речь идёт не о внешнем обрамлении, это не мюзикл. Это фильм-балет на подстрочном, подсознательном уровне. Думается, если выключить звук, мы и так всё поймём – актёры не играют, а танцуют свои роли.

И прима-балерина здесь Натали Портман. В её игре есть что-то достоевское, настолько тщательно прорисовывает она эмоции и играет на собственной же психологии. Афиши видели? Крупным планом лицо, и не понять, то ли это актёр – белый лебедь, то ли актёр – чёрный лебедь, то ли натурально лебедь. Весь фильм – один большой её крупный план в той или иной ипостаси. Меняет роли настолько стремительно, что пугается сама. Предлагаю вручить Оскар за лучшую женскую роль и за лучшую женскую роль второго плана одновременно.

Едва ли могу вспомнить более параноидальный фильм. Большой маленький человек Натали Портман мечется из огня в полымя, крутит в своей голове ворох мыслей, и этот ворох согласно какому-то физическому закону увлекает её за собой в пучину нового, вымышленного пространства. Этакий адронный коллайдер в одной только голове. Отсюда и вся жуткость фильма, коей предостаточно. И не всегда конечно она показана достойно (сцена с коленками скорее отсылает к допотопному «Кошмару на улице Вязов», чем к номинанту на Оскар-2011). Тем не менее, фильм смотреть страшно (и) интересно. Никогда бы не подумал, что с таким интересом буду смотреть балет.

Но вообще фильм едва ли можно с чем-то сравнить. Кроме Линча, у которого мы тоже не всегда понимаем, где правда, где вымысел, что мы видим. То ли это мысли наши, то ли героя. То ли галлюцинации, тоже не поймёшь чьи. Балерина танцует, кружится, и зритель, как перед гипнотическим маятником, падает во власть гипнотизёра Даррена Аронофски.

Отличные роли также сыграли Вайнона Райдер и Венсан Кассель. Выступили, так сказать, в роли подноготной всего балета. Обратная сторона красивого беленького искусства. Крутят собой и героиней Портман как возжелают. Хотя не поймёшь здесь, кто, чем и для кого крутит.

Фильм уже номинирован на несколько номинаций, включая лучшую женскую роль  и лучший фильм. Что касается лучшей женской роли – ответ, по-моему, очевиден. Портман, что называется, наиграла на награду. Вот Месси на «Золотой мяч» не наиграл, а Портман на Оскар – вне сомнений. А если говорить о лучшем фильме года, то здесь конкуренция велика – не забываем про «127 часов» Бойла,  «Железную хватку» Коэнов и «Социальную сеть» Финчера. Но если «Лебедь» и не станет лучшим фильмом года, то отличным фильмом года уже стал.

А ещё я бы дал Оскар Чайковскому за лучший саундтрек.

Василий Сабиров

 

Просмотр фильма стал возможен благодаря сети кинотеатров «VERY VELLY», кинотеатры: суперкинотеатр «Кристалл-IMAX» и мультиплекс «VERY VELLY» в ТРК «Колизей-Cinema»



Рецензии

27.11.2016 Фантастические твари и где они обитают: магия для взрослых

Когда вы в последний раз думали о волшебстве? Когда замечали чудеса вокруг себя? На большие экраны вышла новая история о волшебном мире Дж...

21.11.2016 Прибытие. Будущее в прошлом

На Землю прибыло 12 инопланетных кораблей в разные точки мира. Военные привлекают лучшего лингвиста, чтобы установить контакт с пришельцам...

02.11.2016 «Расплата». Одинокий аудитор

Тема аутизма в большом кино — далеко не редкость. Перед нами возникают великолепные мелодраматические фильмы («Человек дождя», «Я-Сэм»), ...