^

Дипан. Духовное самоочищение террориста?

04.12.2015

Кинотеатр «Премьер» вновь оправдал свое название – здесь состоялась российская премьера  французской киноленты «Дипан» режиссера Жака Одиара. Одиозный француз снимает не так часто, но новая работа автора стала очередным поводом встретиться с его неоднозначным творчеством, наполненным мыслями об изнанке видимых идеалов социума. 

...Зная сюжеты предыдущих лент Одиара, к встрече с его творениями надо настраиваться самым особым, серьезным образом. К тому же, «Дипан» стал обладателем «Золотой пальмовой ветви 2015» на МКФ в Каннах, а значит фильм должен был соответствовать всем канонам нынешних принципов европейской толерантности. В общем-то, так и случилось,  повествование, казалось бы, социальной драмы вылилось в подобие балабановского «Брата». Но не более. Взрыва в самосознании не получилось, оценки места вне границ бытия не произошло... 

Если вкратце, сюжет «Дипана» довольно прост. Боевик движения «тамильские тигры» решил покончить с кровавыми разборками в своей родной Шри-Ланке и рванул в сытое общество, свободное от войны. Перед этим, боевой командир в боях с правительственными войсками потерял практически всех своих подчиненных и, самое печальное, семью. Местом для начала новой жизни была выбрана Франция. Как оказалось, таким людям в нынешний Евросоюз попасть достаточно просто. Здесь Одиар, надо ему отдать должное, опередил печальные события, связанные с потоком беженцев в Европу и последующих терактах. К тому же им был дал краткий курс по прохождению государственных границ. Описанная переправка беженцев из Шри-Ланки была поставлена на «широкую ногу». За соответствующую мзду любой желающий выехать из страны мог получить самый настоящий паспорт самого реального земляка, пропавшего без вести, убитого в гражданской мясорубке... При этом особые преференции принимающей стороны отдавались семейным парам с детьми.

Итак, главному герою фильма к подобранным «ксивам» понадобилась молоденькая 24-летняя «жена» и 9-летняя «дочка». Подбор кандидатур занял несколько минут и вот новая старая ячейка шриланкийского общества готова к отправке во Францию! Попасть на территорию этой страны и получить статус беженца оказалось еще более простым делом. Беженец буквально на ходу придумывает жалостливую «легенду» с преследованиями по политическим мотивам, перемигивается с земляком-толмачом и, в общем-то, всё! Бывший террорист уже под защитой новой страны! Дипан, теперь это его новое имя, получает работу дворника с зарплатой хорошего российского «айтишника», «дочку» принимают в школу, а «жену» Йалини пристраивают ухаживать за парализованным арабом. Правда, заселилась семья в не самом благополучном месте – гетто с такими же мигрантами, своеобразном наркодилерском гнезде, заметьте, на окраине Парижа.

За короткий период времени «муж» и «жена» сближаются – у них даже возникает взаимное чувство. Правда, «дочка» требует особого внимания, но скоро и эта проблема была решена. Дипан завоевывает авторитет у местных обитателей своей самоотверженной работой – двор теперь находится в идеальной чистоте и порядке. Единственное, что сейчас напрягает Дипана – он никак не может понять крепкие французские шутки. Йалини готовит вкусную пищу и тем самым завоевывает доверие у главного наркобарона околотка, отбывающего срок под домашним арестом.

Наметившуюся идиллию в семейной жизни и трудовых буднях нарушает появление бывшего сослуживца Типана, полковника армии «тамильских тигров». Явно контуженный на всю голову вояка требует с бывшего соратника 100 тыс. евро для продолжения дальнейшей борьбы за освобождение Тамил-Илама. Дипан отказывается это делать и, естественно, получает увесистых тумаков. После этого в жизни Дипана что-то перемкнуло. Пытаясь восстановить душевное равновесие, он призывает потерянные образы, находит старое семейное фото и делает из него что-то наподобие иконы. Тем не менее, существующие реалии берут свое. В его жизни появляется алкоголь, ритуальные танцы и такие же песни. Налаженная жизнь мигранта, похоже, пошла под откос. Мало того, «жена» попыталась сбежать в Англию к двоюродной сестре, но была перехвачена своим «мужиком» уже на станции перед самым отходом поезда. Это еще больше внесло сумятицы в жизнь Дипана – Йалини нанесла ему коварный «удар в спину», спровоцировав появление былой агрессии. При этом, напряжение в фильме опытный режиссер пытается нагнетать через все более сгущающиеся краски – небо становится мрачнее, повествование больше проходит в замкнутом пространстве, да и в гетто намечается какая-то непонятная «движуха».

Вот тут-то у Дипана окончательно поехали «катушки». После прошедших в гетто разборок со стрельбой ему вдруг вспомнилось его недавнее кровавое прошлое. Не за этим он сюда приехал, а за новой жизнью, спокойной и свободной от всякого рода криминала! Дипан решил бороться. Для начала он через весь двор с использованием известки проводит разграничительную линию, свободную от огня и насилия. Местная братва, покрутив у виска, вроде бы, приняла нововведение, но затаила в душе определенную обиду. Жизнь Дипана стала все более опасной и напряженной. Вдруг на голову ему начали падать с крыши различные тяжелые предметы, в его адрес появились нелестные высказывания оскорбительного характера...

Похоже, к этому моменту Жак Одиар сам устал от такого положения дел и вялотекущего развития событий. Нужна была встряска, взрыв. Надо полагать, лучше кровавый... Ну, нельзя было будить тигра в душе бывшего боевика и террориста. В результате разборок, на глазах у «жены» расстреливают подопечного араба и наркобарона. Дипан бросается на ее спасение. По пути к суженой, находящейся в этот момент в одной из квартир здешней многоэтажки, он по всем правилам ведения боевых действий устраивает грандиозный заградительный пожар из автомобилей нарушителей порядка. Взяв заранее подготовленный тесак, разбирается с попавшими под горячую руку несколькими подобными отморозками, забирает у них огнестрельное оружие и, подобно Даниле Багрову, рассыпая налево и направо град пуль, через тела падающих противников с боями прорывается к «жене»...

Однако на этом месте история резко меняет русло и относит нас в совершенно другой мир, другое измерение. На экране появляются сочные яркие краски. Дипан едет за рулем английского кэба, заворачивает во двор милого семейного домика, где его у дверей встречает жена из новой жизни с маленьким сыном на руках. Казалось, хэппи-энд и счастливая развязка?.. 

Все дальнейшие вопросы можете задавать лично Жаку Одиару и его позиции по поводу возможного духовного самоочищения террориста, приятия подобных людей в современном обществе, победы одного зла над другим злом...

Павел Шатров


Благодарим за возможность просмотра фильма киноцентр «Премьер»!



Рецензии

27.11.2016 Фантастические твари и где они обитают: магия для взрослых

Когда вы в последний раз думали о волшебстве? Когда замечали чудеса вокруг себя? На большие экраны вышла новая история о волшебном мире Дж...

21.11.2016 Прибытие. Будущее в прошлом

На Землю прибыло 12 инопланетных кораблей в разные точки мира. Военные привлекают лучшего лингвиста, чтобы установить контакт с пришельцам...

02.11.2016 «Расплата». Одинокий аудитор

Тема аутизма в большом кино — далеко не редкость. Перед нами возникают великолепные мелодраматические фильмы («Человек дождя», «Я-Сэм»), ...