^

Долгая помолвка

05.05.2005 Рецензия Игоря Михайлова:
«Такая свадьба без баяна».
Сочетание способностей гениальных творцов, уникальных в своей неповторимости, может сотворить чудо взаимопроникновения культур и знаний в случае умелой стыковки или разрушить индивидуальность каждого из объединяющихся, если удар от движения друг в друга будет слишком силен. Автор этой рецензии склоняется к мысли о том, что при создании киноленты «Долгая помолвка» произошло скорее первое, чем второе.
Французский писатель Себастьян Жапризо известен у себя на родине, да и во всем мире, как автор детективов, чьим фирменным стилем является изображение «маленького» человека, вынужденного расследовать преступление, которое, оставаясь неразгаданным, способно похоронить его самого. В романе «Дама в очках и с ружьем в автомобиле» Жапризо рассказал читателям о женщине, разгадывающей серию преступлений, в которых невинная жертва неизбежно была бы обвинена полицейским правосудием. В эпопее «Долгая помолвка» опять-таки женщине приходится становиться детективом для того, чтобы выяснить судьбу жениха, бесследно сгинувшего на полях первой мировой…
Талант писателя Жапризо объединился с мастерством Жан-Пьера Жене, имя которого вошло бы в анналы мирового киноискусства, даже если бы он снял только один фильм за всю свою жизнь. Имя этому фильму – «Амели».
Чувство настороженности перед просмотром, которое может посетить продвинутого юзера от кинематографа, совершенно оправдано. Воистину, совмещение автора детективов, известного пунктуальным изображением мельчайших подробностей частных расследований, и создателя одной из лучших лирических мелодрам столетия, способно выдать на-гора самые непредсказуемые результаты. Однако, похоже, что этот эксперимент удался. Объединение женского упорства, присущего лучшим мелодрамам и детективного реалистичного сюжета, присущего классическим бестселлерам, в сочетании с антивоенным гуманистическим пафосом, создает фильм, который можно с трудом классифицировать, но который весьма интересно смотреть.
Однажды в Европе случилась первая мировая война, которая, как это всегда и бывает, не имела не малейшего смысла для ведущих ее бойцов, но которая по каким-то необъяснимым причинам стала выгодной объявившим ее государствам. Однажды на этой войне пятеро солдат решили устроить себе праздник индивидуальной капитуляции и одной пулей в нежизненно важные части тела обеспечить себе возвращение домой. Увы, вместо путевки нах хаус военный трибунал выписал всем путевку на тот свет. Пятерых самострельщиков доставляют на передовую и вышвыривают прямиком на вражеские окопы. Поскольку французские пули ценятся достаточно дорого, то решить судьбу нарушителей законов военного времени должны немецкие снайперы.
Через несколько лет после описываемых событий невеста одного из солдат и подруга другого начнут поиски истины. Каждую женщину будет интересовать судьба своего мужчины. Однако, одна из них будет посланницей мира, несущей покой и умиротворение, другая – ангелом мести, убивающей всех, причастных к военному преступлению.
Настоящую детективную интригу приближает к реальной жизни тщательная реконструкция событий, произошедших осенью 1917 года на одном из блокпостов, находящемся на самой границе противостояния между французскими и германскими позициями. Поиски свидетелей, сопряженные с риском для жизни, минуты отчаяния, секунды надежд, попытки проникновения в чужую тайну приведут NEW-Амели к совершенно неожиданному результату, который нельзя назвать ни однозначно счастливым, ни катастрофичным.
Имя главной героини киноленты, на самом деле вовсе не Амели. Девушку зовут Матильда. Однако, мы здесь не оговорились, назвав участницу расследования другим именем. Роль главной героини киноленты исполнила Одри Тоту, пожизненно награжденная титулом «почетная Амели всех времен и народов». Ракурс воссоздания в любой женщине – героине своих фильмов мироощущения оптимистичной простушки в поисках счастья, присущее Жан-Пьеру Жене, не изменил режиссеру и на этот раз. Настойчивость, оптимизм, упорство, женственность, наивная невинность, сочетающиеся с фатальной верой в победу добра, присущи Матильде в полной мере.
«С тех пор, как она узнала о его смерти, она упрямо цеплялась за свою интуицию, будто за тонкую проволоку. Каждый раз, когда проволока рвалась, она снова ее связывала. Отчаяние было ей незнакомо. У Матильды был неунывающий нрав. Она говорила себе, что если проволока не приведет ее к любимому… ничего страшного. Она всегда сможет на ней повеситься». Вешаться не придется. Через смерти и страдания, через отчаяние и боль, через войну и кровь эта женщина будет искать любимого человека, не вернувшегося с войны. Побольше бы таких женщин. Уходить от них на войну было бы смертельно стыдно.


Рецензии

27.11.2016 Фантастические твари и где они обитают: магия для взрослых

Когда вы в последний раз думали о волшебстве? Когда замечали чудеса вокруг себя? На большие экраны вышла новая история о волшебном мире Дж...

21.11.2016 Прибытие. Будущее в прошлом

На Землю прибыло 12 инопланетных кораблей в разные точки мира. Военные привлекают лучшего лингвиста, чтобы установить контакт с пришельцам...

02.11.2016 «Расплата». Одинокий аудитор

Тема аутизма в большом кино — далеко не редкость. Перед нами возникают великолепные мелодраматические фильмы («Человек дождя», «Я-Сэм»), ...