^

Другой

05.05.2005 В тени мировой премьеры очередного фильма о мальчике со шрамом на лбу в российский прокат выходит фильм «Другой» режиссера Ника Хамма о совершенно другом мальчике.

Адам Данкан – восьмилетний мальчуган, круглощекий и веселый, всеобщий любимец, который погибает от несчастного случая во время ДТП на улице и которого соглашаются клонировать безутешные родители, настойчиво подталкиваемые доктором Ричардом Уэллсом. «Это незаконно, – соглашается генетик с аргументами сомневающегося отца, – но не аморально». В клинике «Божий дар» (Godsend – оригинальное название фильма) через положенные девять месяцев рождается новый Адам (прямо-таки новый человек – а его имя так и переводится с древнееврейского: «человек»), абсолютно такой же внешности и с такими же привычками, как и первый мальчик. Он, например, тоже закричал первый раз на 44-й секунде после рождения. Но когда Адам оказывается старше своего прототипа, его начинают мучить ночные кошмары, он озлобляется, становится замкнутым, агрессивным и даже опасным для своих близких: одноклассников избегает, плюет в лицо учительнице, замахивается на родную маму топором. К тому же отзывается не только на имя «Адам», но и на никому не известное имя «Закори». Доктор Уэллс утверждает, что это возрастные явления. Но отец мальчика заподазривает доктора в личном интересе и двойной игре. Доктор, возомнивший себя Господом Богом, ставит эксперимент, для которого семья Данканов оказывается всего лишь подопытным материалом: в физическом облике Адама он клонировал и своего собственного сына – агрессивного и хладнокровного убийцу Закори.

Нет, я нисколько не сожалею, что об этом фильме никто не знает и не ждет так, как приключения подростка-волшебника. «Другой» – обычный триллер с положенным по жанру напряженным ожиданием чего-то страшного и пока неизвестного (саспенсом – как нужно говорить вслед за королем этого жанра Альфредом Хичкоком), вскрикиваниями в зале, круглыми глазами испуганных персонажей, фильм не то что без хэппи-энда – вообще практически без финала. Потому что чем неопределенней финал – тем страшнее и интереснее смотреть (известно опять же со времен «Птиц» Хичкока), к тому же вероятней возможность снять продолжение, если фильм окажется успешным в прокате.

Ничем особенным не удивляют и актеры. Для Роберта де Ниро, сыгравшего доктора-искусителя, это очередная роль. Он хорош как всегда, но это «как всегда» давно настораживает: несколько последних фильмов / лет кажется, что де Ниро все равно, где и что играть. В роли матери Адама – очередная блондинка для триллера, на этот раз красавица супер-модель Ребекка Ромин-Стамос, открытая для кино года три назад Брайаном де Пальмой в фильме «Роковая женщина». Пожалуй, интереснее других оказывается мальчик, исполнивший главную роль. Камерон Брайт вполне заслуживает тех усилий, которые предпринимала съемочная группа, разыскивая исполнителя роли Адама. На протяжении нескольких месяцев авторы проводили кастинги в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Чикаго и Торонто, отсматривали видеокассеты. Брайт играет и Адама, и Закори очень по-разному, он может быть то славным, то ужасным, в одном кадре он легко располагает к себе, чтобы в другом напугать нас.

Но в целом художественные достоинства этого фильма разбирать скучно, да и нет смысла: работа съемочной группы на уровне, не более. В самом триллере нет ничего удивительного, сверхъестественного и даже просто особенного. «Другим» больше или меньше – вряд ли кто заметит.

Но есть один интересный и заслуживающий внимания общественный, назовем его так, момент, увидеть который помогает именно этот фильм. Шедевр обычно настолько ярок, что рядом с ним мало что можно разглядеть. А вот не шедевры оказываются хорошим фоном, на котором становятся видны некие общие тенденции, настроения в обществе, симптомы и даже диагнозы.

Вот и «Другой» – очередной симптом (или диагноз) американского общества, напуганного новыми сверхсовременными открытиями. О клонах, о проблеме клонирования, его возможностях и последствиях Ник Хамм и компания «Лайон Гейт Филмз» сняли не комедию и даже не мелодраму. Сняли триллер, «пугалку», «предупреждалку» или, как минимум, психологический тренажер.

Основная интрига фильма закручивается вокруг того, как мало мы знаем о клонах и их биологии, физиологии, психологии. Для нас они непредсказуемы и потому опасны. Потому что клон – чужой, опасный другой (здесь, кстати, наши прокатчики оказались точнее, дав фильму в российском прокате название «Другой»). С ним неизвестно, что делать и как общаться, чего ожидать и на что надеяться.

Поэтому хочешь мира – готовься к войне. И в августе 2001 года президент Буш создает совет по биоэтике, глава которого доктор Касс говорит, например, так: «В случае терроризма… распознать зло легко… но в области биоэтики зло, с которым мы сталкиваемся, переплетено с благами, которых мы так страстно жаждем: лекарства от болезней, облегчение страданий, сохранение жизни. Различить добро и зло, переплетенные таким образом, зачастую очень трудно».

Господи, как много страхов в Америке, чего там только не боятся: арабов, русскую мафию, клонов, курения, тотального потепления, мирового ожирения и перхоти. Господи, спаси Америку!



Рецензии

27.11.2016 Фантастические твари и где они обитают: магия для взрослых

Когда вы в последний раз думали о волшебстве? Когда замечали чудеса вокруг себя? На большие экраны вышла новая история о волшебном мире Дж...

21.11.2016 Прибытие. Будущее в прошлом

На Землю прибыло 12 инопланетных кораблей в разные точки мира. Военные привлекают лучшего лингвиста, чтобы установить контакт с пришельцам...

02.11.2016 «Расплата». Одинокий аудитор

Тема аутизма в большом кино — далеко не редкость. Перед нами возникают великолепные мелодраматические фильмы («Человек дождя», «Я-Сэм»), ...