Трамвай
^

Не DOOMaй о секундах свысока

28.10.2005

В отличие от других видов экранизаций, у молодого, но уже успевшего обрасти спецификой жанра фильмов по мотивам компьютерных игрушек изначально существует чёткая привязка на местности, отойди от которой на лишний шаг — и всё. Так, все знают, что от «Лары Крофт» требуются головокружительные прыжки, обратные сальто через себя, обтягивающий костюм, выдающаяся фигура и два пистолета, к которым зачем-то положены две кобуры. А вот «Обитель зла» наоборот, важна исключительно в виде футуристических коридоров, из которых на стройную, но любящую помахать ногами и руками и одетую местами странно, а местами скудно героиню должны выпрыгивать злые собачки и ещё более злые зомбя.

 

Вообще экранизаций компьютерных игр пока не так много, в той или иной степени это всегда 3D-шутер, привязанный к конкретной игрушке неким важным элементом, присущим конкретному бренду игрового мира, будь то штаны Дюка Нюкема или некие особенности актуальной для игрушки амуниции. Когда начали вестись в сети первые разговоры о возможной экранизации Doom’а, под этим мероприятием сразу же подразумевались вполне конкретные вещи: тёмные мерцающие люминесцентными лампами коридоры, парочка знакомых до боли в пояснице монстров, рокот заводимой бензопилы, ствол автомата, по диагонали глядящий в центр экрана, а также любезный сердцу каждого истинного doomера голубой всплеск залпа BFG.

 

Задача экранизации была грамотно увязать это всё с внутриигровым сценарием недавно выпущенной игры Doom-3 и преподнести фанатам на блюдечке с кровавой каёмочкой. Плюс добавить к этому праздничному торту со свечкой бонус-сюрприз, сцену непрерывного экшна «от первого лица» с обязательным автоматом, с обязательной бензопилой и прочими приятными мелочами, радующими глаз настоящего фОната id Software.

 

Так что ещё задолго до премьеры стало понятно, что же мы такое увидим, оставалось лишь узнать, как нам преподнесут все обещанные красоты, а некоторые отчаянные люди даже уже начали вслух рассуждать, будет ли в фильме сюжет, а не одно сплошное мочилово-чукалово ценой в 70 миллионов долларов.

 

Что ж. Теперь, после отгремевшей мировой премьеры и выхода фильма у нас можно забыть про рассуждения и спокойно разобрать предложенный кинопродукт по полочкам ожиданий и предпочтений. Начнём, понятно, с обязательной программы.

 

Следует отдать должное Бартковяку и компании, её они откатали на все сто — сумрачный мир заdoomчивых лабиринтов, перемещения морпехов, стрельба на звук и на движение, бросающиеся из-за угла тварюшки, несколько эффектных сцен не просто «налетели-покусали», но активного почти рукопашного контакта личного состава подразделения с боевыми единицами противника. Ну, и, конечно же, красивые стойки-проходы с дурами наизготовку, всяческие крики «чисто!» и команды «обезопасить сектор!» Тут, как говорится, уровень давно уже задан, начать со вторых «Чужих», особо нового не так чтобы много, но стилистика выстроена честно, цепляет и заставляет не отрываться весь немаленький хронометраж батального полотна не отрываться от экрана.

 

Другое дело — для того, чтобы камерную охоту на пару-тройку зомбей с применением разного рода красивостей вроде нанодвери сделать действительно требуемым мочиловом рейтинга R одних погасших фонариков и религиозных маньяков в личсоставе явно недостаточно. Пришлось сценаристам напрячься и развести зомбей побольше. А заодно крепко приложить нашего Джона «Рипера» Грима по башке кайлом. Вот тут-то у него душа свернулась, развернулась и пошла компостировать зомбям и прочей радости моцк. Ну, вы понимаете, от первого лица, как обещали.

 

Даже если вам бывало скучновато до тех пор (ну, всяко бывает), то главный бонус фильма вас порадует непременно. Эмуляция движения камеры в игре, все эти положенные плавные движения стволом под музыкальное рубилово и бубнёж «Сэм… Сэм…» — дорогого стоят, изобретательности киношной братии хватило на довольно длинную и разнообразную сцену, которая завершается полный опупеем и опупеозом в финале, когда переходит в партер с бензопилой и прочими радостями бытия. Нет, правда, временная неуязвимость в этом деле весьма кстати.

 

Ну, а последующая дуэль на сковородках и прочей подножной рухляди смотрится и вовсе на ура, с довольным смехом в зале и подбадривающими криками с галёрки. Как говорится, респект.

 

Вот только для того, чтобы как-то увязать начало с развязкой, а развязку с финалом, да и вообще хоть как-то обосновать происходящий на экране бедлам, сценаристы были вынуждены двинуться в область необязательной программы и изрядно там завязнуть. Середина фильма, где как раз самые «объяснялки», заметно глазу провисает по отношению к остальной части фильма, не спасает даже замечательное во всех отношениях «кривляние на камеру» по проф. Гоблину мастеров своего дела Скалы и Урбана. То есть даже заметную часть этих бесконечных сцен в изрядно утомившей локации под названием «генетическая лаборатория» пытаются сделать более увлекательными — то зомбю подпустят, то в нанодверь кого заморозят, а то и форменную дуэль на взглядах устроят, но всё равно как-то провисает. Да и объяснялки эти всё равно как-то выходят несколько притянутыми за уши, а герои фильма по традиции ни одного фильма про зомбей не видели и слова такого не знают, хехе.

 

Финальный диалог Сарджа с Рипером тоже просто мистически нелогичен — персонажи так упорно таращат друг на друга глаза, что кажется, будто это актёры пытаются уже понять, что же за ересь они несут. Ну нет в логике поведения Сарджа никакой логики, простите за такую своеобразную тавтологию. Но, как говорится, партия сказала «надо». Иначе финал будет не столь увлекательным, эх, была, не была.

 

А вот что делать с любезной BFG, сценаристы так и не поняли. Её красиво извлекли из оружейной, красиво пару раз пальнули (особо не заостряясь на том, что Большая Дура делает с местом попадания, что-то там чуть ли не плавится), а потом в решающей сцене просто… промазали самым дурацким образом, переходя в рукопашную. Непонятно.

 

Подводя итоги, хочется сказать, что FPS в результате получилась отменная, стреляют-взрывают, кости крушат, любо-дорого. Обещанная сцена от первого лица — восторг. То, что до сих пор мелькало там и сям в виде крошечных вставок (даже в «9 роте» есть такой момент в сцене зачистки кишлака), наконец-то обрело стройную форму в виде сцены, измеряющейся минутами. Правда, местами ураганному экшну категорически не хватало патентованного вачовского булет-тайма, а доблестным маринам — харизмы капрала Хикса и прочей братии из вторых «Чужих», но это уж что поделаешь. Впечатление от фильмы в целом весьма и весьма положительное, чего остаётся пожелать тем, кто ещё не видел.

 

До встречи в кино.

 

PS: И всё-таки, где же он всё время прятал бензопилу?


Роман КОРНЕЕВ



Рецензии

27.11.2016 Фантастические твари и где они обитают: магия для взрослых

Когда вы в последний раз думали о волшебстве? Когда замечали чудеса вокруг себя? На большие экраны вышла новая история о волшебном мире Дж...

21.11.2016 Прибытие. Будущее в прошлом

На Землю прибыло 12 инопланетных кораблей в разные точки мира. Военные привлекают лучшего лингвиста, чтобы установить контакт с пришельцам...

02.11.2016 «Расплата». Одинокий аудитор

Тема аутизма в большом кино — далеко не редкость. Перед нами возникают великолепные мелодраматические фильмы («Человек дождя», «Я-Сэм»), ...