^

Garpastum (Пермь)

03.11.2005

Среди привычных названий кино-новинок, не очень волнующих слух искушенного зрителя, затесалось странное и на первый взгляд даже неуклюжее «Гарпастум»… Название, несомненно, требующее для большинства зрителей пояснения. Итак, в античные времена гарпастумом именовалась игра в мяч ногами, та самая, которая сегодня зовется футболом, и родиной которой считается Англия, а королевой - Бразилия.

Главные герои фильма – вчерашние гимназисты братья Андрей и Николай. Кстати, по первоначальному замыслу продюсера и одного из авторов сценария Александра Вайнштейна – это легендарные спартаковцы Старостины. На питерском дворе 1914 год. Братья живут с дядей-врачом, который ухаживает за их сошедшим с ума отцом (рассудок его помутился, когда российская олимпийская сборная проиграла в 1912 году немцам со счётом 0:16).  У Андрея и Николая, а также у их друзей-игроков Толстого и Шуста есть мечта. Футбольное поле, флажки по краям, белая разметка и никелированный свисток судьи… Но чтобы мечта осуществилась, требуется приличная сумма денег. Выход один: играть на деньги: со студентами, семинаристами, грузчиками, беспризорниками, газетчиками. Футбол – единственная возможность сделать заветную мечту реальностью.

Автором идеи, сценаристом и продюсером «Garpastum’a» выступил известный спортивный журналист Александр Вайнштейн. Его авторству принадлежат цикл программ «Век футбола», книга «Футбол сквозь годы» и издание еженедельного журнала «Футбол». А режиссёр Герман честно признался, что ни разу в жизни не был на футбольном матче. Сотрудничество этих людей в итоге даёт эффект весьма противоречивой гармонии.

Интересно понаблюдать за трансформацией первоначальной идеи в законченный режиссёрский продукт. Сценарист Вайнштейн писал о футболе в предвоенное время, режиссёр Герман снял фильм о войне с околофутбольными коллизиями. Братья гоняют мяч (эдакое самодельное, порядком потрепанное «безобразие») на вечно грязных улицах Питера, утопающих практически на протяжении всего фильма в тумане и сырости. Начинается война, но мы ее не видим. Война заявляет о себе лишь отдельными моментами. Вот кого-то забирают на фронт. Вот героиня Чулпан Хаматовой о своей сестре, приехавшей из Сербии и вскоре совершенно по-глупому погибшей вместе с Шустом, горестно обронила: «Сестра от войны хотела сбежать. А погибла здесь».

Но при чем же здесь футбол? Футбол становится своеобразным универсальным символом тревожных ожиданий 1914 года, переходной смутной эпохи. А футбольное поле – вера в доброе и светлое. Война здесь - без кровопролитных сражений, она вся  в этих невысыхающих лужах, в полном боли и тревоги взгляде дяди-врача, в дымке, проникающей во все углы улиц и в сознание человека. Кажется, что все здесь больны. Не только войной, и не только футболом. Мальчик, по прозвищу Толстый, болен своей полнотой и беспокойными родителями. Шуст болен воспоминаниями о непростом детстве и вопросами «А почему я – это я, а не кто-то другой?». Андрей болен эгоизмом, а Николай болен эгоизмом Андрея. На деле же все болеют туманом и сыростью будней. Человеку здесь зыбко и неуютно. Об этом говорят детали: поведение героев, их осанка, взгляды, редкое декламирование стихов. Но что нам оставил режиссер на прощанье? Последний кадр застывает, словно старая фотография. Будет и футбольное поле, и дети будут рождаться, и человек со временем вылечится от своих тревог. Мы словно подсматриваем за эпохой, окунаемся в далекий 1914 год…

После такого «подсматривания» становится все-таки немного не по себе, жутковато и зябко. Кажется, что дымка из «Garpastum`а» забралась в какой-то из уголков сознания и наследила там черно-белой ностальгией, тоской по серебряному веку. Вот она – встреча с глубоким, вдумчивым, очень взрослым кино.

 

Автор: Евгения Харузина_Orange (г. Пермь)



Рецензии

27.11.2016 Фантастические твари и где они обитают: магия для взрослых

Когда вы в последний раз думали о волшебстве? Когда замечали чудеса вокруг себя? На большие экраны вышла новая история о волшебном мире Дж...

21.11.2016 Прибытие. Будущее в прошлом

На Землю прибыло 12 инопланетных кораблей в разные точки мира. Военные привлекают лучшего лингвиста, чтобы установить контакт с пришельцам...

02.11.2016 «Расплата». Одинокий аудитор

Тема аутизма в большом кино — далеко не редкость. Перед нами возникают великолепные мелодраматические фильмы («Человек дождя», «Я-Сэм»), ...