^

Гарри Поттер и Принц-полукровка. Журнал "Придира": А кто словил Мозгошмыга?

20.07.2009

Посвящается Илье Субботину, закоренелому Поттероману,

и Татьяне Печерской, совсем недавно вступившей в наши ряды.

 

Привет дорогой читатель «Кино в Перми»! Хочу сразу сказать, что эта рецензия этот отзыв для меня очень важен, хотя, наверное, он будет очень жёсток. Но начать хочу именно с небольшой (может быть доброй (хотя, не знаю, дорогой читатель)) истории.

 

Гарри Поттер – это волшебная сказка, которая захватила весь мир, захватила по уши и основательно. О Гарри Поттере знают исключительно все, как дети, так мамы и папы, как внуки, так и их бабушки и дедушки. Гарри Поттер для меня – это как в своё время для России «окно в Европу» – прорыв. С Гарри Поттером я открыл чудесный мир большого кино. Кино на большом экране.

 

Как мне помнится, тогда, в далеком 2001-м, когда я вышел из зрительного зала кинотеатра «Кристалл», у меня тряслись поджилки, глаза были, как бильярдные шары, смотрел я не мигая (вид наверно был вообще невероятно глупый), а рядом, за руку меня вёл папа. Как он признался впоследствии (сегодня, в день написания сия предложений), у него тоже был своеобразный «посттравматический шок» и, да, я из него выжал – ему понравилось. А потом, потом, меня с головой захлестнула волна «поттеромании»: меня трясло в ожидании последующей новой книги и следующего фильма. Я перечитывал и пересматривал. Потом снова перечитывал и опять пересматривал. И так много-много раз. Таких как я – помешанных – много, я знаю.

 

Ну и вот (бурные овации) мы все дружно дожили до шестой части экранизации книги по мотивам Джоан Кэтлин Ролинг (Роулинг, кому как удобнее) – «Гарри Поттер и Принц-полукровка», который, между прочим, уже штурмует кинотеатры и даже ставит рекорды.

 

Свет в зале гаснет, традиционный промельк различных трейлеров, тизеров и других рекламно-маркетинговых заставок, и вот – серые облака. И медленно приближающийся не логотип, даже бренд «Warner Bros. Pictures»… Знаете, дорогой читатель, я вот ради этого момента еще раз схожу в кинотеатр. Всё стынет, и по телу пробегается холодок. И это, наверное, испытывает каждый зритель. И в зале под мягкое «Ааааааа!» наступает гробовая тишина.

 

И тут вдруг меня ошарашивает, будто бы упавший сверху, такой огромный, металлический знак вопроса: «Что это?». Конечно, я всегда себя воспитываю, что нельзя путать фильм и книгу, и вроде даже этот воспитательный процесс даёт кое-какие плоды. Но когда Дэниэл Рэдклифф, так отчетливо произносит фразу (не дословная цитата): «Мне нравится ездить на электричках, потому что это помогает отвлечься», – действительно недоумение берет верх.

 

А дальше, всё быстро, ярко и динамично. Наверно, как во всех последних фильмах, снятых под командованием Дэвида Йетса. Здорово обыграна сцена с Белатрисой, Северусом и Нарциссой. Такое чувство, что действо полностью восстановлено из книги, ну просто идеально, с сохранением всех мелочей (даже Хвост засветился).

 

Картинка сменилась и на экране уже Дамблдор с Гарри у Слизнорта в гостях. Слизнорта лично я представлял, как старика более быстрого и более ловкого. А тут какая-то нюня. Но это, не исключено, что мой промах.

 

Дорогой читатель, не знаю как Вы, но я смотрел на это всё яркое и кричащее зрелище с постной миной. У меня даже чуть не вырвался стон отчаянья. За что?! За что семью Уизли лишили крова? Зачем Гарри Поттер говорит, что ему «штырит» ездить на электричках? Куда похоронили Дамблдора? Эти и еще сотни других вопросов просто встают колом.

 

К примеру, смерть Альбуса Дамблдора, одна из самых трогательных и действительно грустных сцен в книге, в фильме заменена «попсой». Самой, заметьте, что ни на есть. Убитый Дамблдор летит с Башни Астрономии и падает на землю (что, собственно, логично). И тут к нему бросается со слезами на глазах, отчаявшийся Гарри Поттер, и вокруг них собираются горем убитые ученики и поднимают вверх свои волшебные палочки. Это то, что хотел увидеть зритель. На самом же деле Дамблдора должен был нести на руках Рубеус Хагрид, лесничий, которому также в фильме уделено не более минуты. Дело в том, что в этой сцене, в книге, Ролинг поднимала тему нравственности, гуманности и величия Дамблдора. Хагрид, так и не ставший волшебником, всегда любил великого, но немного странного старика. И, как говорил сам Дамблдор: «Я бы доверил Хагриду свою жизнь».

 

Еще одна тема, это композиция фильма, построение фильма, которая, в свою очередь, так же оставляет желать намного лучшего и более достойного. Огромные блоки нарезанных сцен буквально накидали без всякой общей синхронизации. Это как стихи Блока, но на новый лад: «Ночь. День. Север. Тьфу, Юг». И совершенно весь фильм в таком вот духе.

 

Господин Йетс, чтобы мне не говорили, сериалы умеет снимать и мыльные оперы, но никак не сказки и тем более не полнометражные фильмы. Дорогой читатель, сравните 6 и 5 части фильмов, если есть возможность. Обе части можно без труда разбить на небольшие 20-минутные сериалы и крутить с успехом по ящику. Но, наверное, не Йетс во всем этом виноват. Интересно, что бы было, если бы г-ну Йетсу доверили снимать 3 часть, сразу после Криса Коламбуса?

 

Порассуждав, понимаешь, что фильм действительно сильно истрепали разные режиссеры, и каждый, при этом, вкладывал в фильм частичку своего. Крис Коламбус заложил капитальный фундамент. Альфонсо Куарон, например, отказался от формы во внеурочное время. Галстуки на шеях учеников ослабели, а рубашки стали небрежно вылезать из штанов. Еще кардинально сменились интерьеры замка и прилежащих к нему окрестностей (ну замок то, собственно, стал другой). Но самое главное, что именно при Альфонсо Куароне появился «новый» Дамблдор. Я уверен, что Майкл Гэмбон очень хорошо преподносит зрителю своё виденье Дамблдора, но всё же он гораздо проигрывает покойному Ричарду Харрису. Режиссер 4 части, Майк Ньюэлл нагнал на фильм облаков и общей мрачности, дав понять, что пора уже привыкать, что сага «Гарри Поттер» совсем не сказка. А Дэвид Йетс… Хм, он заставил героев целоваться,  подарил фильму юмор и внедрил «блочное устройство».

 

А в общем, вряд ли фильм можно оценивать отрицательно. В мире больше, гораздо больше тех, кто до сих пор не читал Гарри Поттера. И самое интересное, что людям действительно вот такая концовка нравится больше, чем вот то сказочное начало. Актеры взрослеют, герои тоже взрослеют, режиссеры и съемочный состав меняется, да и вроде сама Джоан Ролинг не против. А что нам? Я, как и, возможно, Вы подключаю своё «нетерпение» и начинаю ждать экранизацию первого куска седьмой части. Какой бы она плохой или хорошей не было, традиционные сердцебиение и холодок по телу вырабатываются уже рефлекторно. И еще, иже сними, море радости, о том, что вот, через считанные секунды начнется фильм.

 

Дмитрий Субботин (Пермь)

 

Просмотр фильма стал возможен благодаря сети кинотеатров "Very Velly", кинотеатры: мультиплекс "Very Velly" и Рубин



Рецензии

27.11.2016 Фантастические твари и где они обитают: магия для взрослых

Когда вы в последний раз думали о волшебстве? Когда замечали чудеса вокруг себя? На большие экраны вышла новая история о волшебном мире Дж...

21.11.2016 Прибытие. Будущее в прошлом

На Землю прибыло 12 инопланетных кораблей в разные точки мира. Военные привлекают лучшего лингвиста, чтобы установить контакт с пришельцам...

02.11.2016 «Расплата». Одинокий аудитор

Тема аутизма в большом кино — далеко не редкость. Перед нами возникают великолепные мелодраматические фильмы («Человек дождя», «Я-Сэм»), ...