Трамвай
^

Где-то. Подобно аглицкому сплину

01.12.2010

А в мировом кинематографе взяла и появилась София Коппола. Как-то быстро и незаметно влилась она в когорту маститых режиссёров, и вот теперь фильм «Где-то» объявляют уже как «новый фильм Софии Копполы», а не как-то иначе. И уважаемая «Афиша» возьми да и посвяти ей новый выпуск журнала. Дорогого стоит. Предыдущий выпуск, например, был посвящён новому фильму Финчера.

 

Предыдущие фильмы Софии Копполы («Девственницы-самоубийцы», «Мария Антуанетта», «Трудности перевода») были, скажем, скорее женские, нежели мужские. Это мужчинам хочется напряжения и выстрелов, а женщинам хочется чувств и музыки. При этом фильмы отличаются неспешностью и негой. И не ощущаешь никакого напряжения, и никто не въезжает в поворот, а смотришь – и отдыхаешь. Будто воскресную книгу читаешь, только с живыми иллюстрациями. И дай Бог, чтобы фильмы понравились аудитории, в том числе и мужской, как это было, например, с теми же «Трудностями перевода», по общему мнению очень талантливым фильмом.

 

«Где-то» исключением не стал. Правда женскость фильма очевидно возмужала, и теперь это скорее не женский, а семейный (материнский/отцовский) фильм. Не в смысле семейная комедия, нет. И не в смысле семейная мелодрама. А в смысле «рекомендовано к семейному просмотру», к просмотру всей семьёй.

 

Фильм вновь неспешен, на этот раз нарочито и акцентированно. Это главного героя носит из страны в страну, с пресс-конференции в аэропорт, но мы не видим этих перелетов, не видим ни спешки, ни ожидания багажа. В этом смысле первая сцена символична донельзя – герой Дорффа наматывает круги на своём Феррари по пустыне. Раз круг, два, три, четыре. Отъезжает далеко, так, что не слышно звука, потом вновь мимо нас, и снова ждать. И камера стоит не шелохнувшись. И ощущение идиллии и тишины. Без намёка на запах бензина.

 

Камера вообще, надо сказать, ведёт себя достаточно статично. От сцены к сцене меняются лишь декорации (город, страна, часовой пояс), а камера стоит себе и снимает. И вся заслуга оператора в том, чтобы поставить её в комнате так, чтобы было видно и как девочка плывёт по бассейну, и как её папа за этим наблюдает.

 

Всё это вкупе попахивает арт-хаусом в любом смысле слова. Неуместное, пожалуй, сравнение, но «Где-то» — это «Все умрут, а я останусь» наоборот. Если там камеру трясло при каждом шаге, то здесь она умышленно статична. Если там показана до истерики плохая жизнь, то здесь она показана до скуки хорошая. Если там за чуть более часа экранного времени действие успевало развернуться, свернуться и развернуться обратно, то здесь мы действия практически не увидели. Этакий портрет, gif-картинка длиной в полтора часа. Всё, что показано в фильме «Где-то», могло уместиться в промежуток между двумя кадрами в любом другом фильме. Ещё одно неуместное сравнение, с вашего позволения. Фильм «Одноклассники» Сергея Соловьёва. Главные герои не испытывают недостатка ни в деньгах, ни в разнообразии досуга. И скучают весь фильм. А зритель сидит и (со)чувствует.

 

А ещё на этот фильм стоит сходить ради Эль Фэннинг. Девочка, которой едва исполнилось 12 (по фильму, кстати, 11), умудрилась сыграть уже в нескольких десятках фильмов и сериалов, даже в «Докторе Хаусе» засветилась. И сейчас засветится ещё ярче, это точно. Также надо упомянуть о том, что фильм этот носит для Софии Копполы автобиографический характер, так что глядя на эту девчушку, попытайтесь узнать в ней саму Копполу, авось получится.

 

И под конец метафора для эстетов. Помните первую главу «Евгения Онегина»? Ту самую, где «три дома на вечер зовут». Онегин, добрый наш приятель, скучает беспробудно, «хандра им овладела понемногу». Считайте этот фильм альтернативной экранизацией этой главы.

 

Василий Сабиров

 

Просмотр фильма стал возможен благодаря сети кинотеатров «VERY VELLY», кинотеатры: суперкинотеатр «Кристалл-IMAX», мультиплекс «VERY VELLY» в ТРК «Колизей-Cinema» и кинотеатр «Рубин»



Рецензии

27.11.2016 Фантастические твари и где они обитают: магия для взрослых

Когда вы в последний раз думали о волшебстве? Когда замечали чудеса вокруг себя? На большие экраны вышла новая история о волшебном мире Дж...

21.11.2016 Прибытие. Будущее в прошлом

На Землю прибыло 12 инопланетных кораблей в разные точки мира. Военные привлекают лучшего лингвиста, чтобы установить контакт с пришельцам...

02.11.2016 «Расплата». Одинокий аудитор

Тема аутизма в большом кино — далеко не редкость. Перед нами возникают великолепные мелодраматические фильмы («Человек дождя», «Я-Сэм»), ...