Трамвай
^

Подробности о фильме "Ключ от всех дверей"

08.08.2005

«Я хотел создать очень американскую и очень нетрадиционную историю о привидениях, - говорит сценарист Эрен Крюгер, автор сценария к блокбастеру «Звонок». – Юг, и особенно Луизиана, кажется мне квинтэссенцией Америки, точкой сплавления разных культур. Я подумал, что одним из способов создать уникальную историю о привидениях будет заставить зрителей постоянно спрашивать себя, действительно ли они смотрят фильм о привидениях. Кроме того, я уверен, что классический готический вопрос для большинства людей – это желание узнать, что же находится за запретной дверью. И я сам хотел выяснить, что же там, за этой дверью в мансарде».

 

Действие «Ключа ко всем дверям», триллера о сверхъестественном, происходит в современном мире. «Некоторые из моих любимых фильмов – как раз психологические триллеры, например, «А теперь не смотри», «Ребенок Розмари», «Сердце ангела», -говорит режиссер Иэйн Софтли. - Мне показалось, что этот сценарий – как раз из этой серии. Он одновременно и очень умный, и тематически богатый, и очень интересный».

 

На первый взгляд, в послужном списке режиссера, включающем в себя, в том числе, «К-РАХ» компании «Юниверсал», тонкую медитацию о самой природе реальности, нет ничего похожего на нынешнюю его работу. Однако после более пристального изучения становится ясно, что идея триллера проходит через все его творчество. «Я хотел, чтобы этот фильм был основан на реальности, - признается режиссер, - чтобы он был не слишком готическим и не слишком стилизованным, чтобы он передавал уникальный дух этих мест. В подобных картинах меня привлекает возможность реального существования этих миров. Мне кажется, что зрителям – нашим современникам – очень нравится эта возможность испугаться. Сценарий, на мой взгляд, очень увлекательный, место действия – Новый Орлеан и Юг – не менее интересны, но еще в сценарии есть это замечательное настроение. И потом, в фильме речь идет о старении, том, что занимает мысли многих людей, и это очень нетрадиционный взгляд на старение. Кроме этого, психологический хоррор всегда привлекал меня еще и потому, что он имеет дело с нашими предрассудками, с воображаемым миром. Часто предрассудки – это нечто более страшное, чем их воплощение».

 

Продюсер Дэниэл Бобкер – который и принес сценарий Крюгера сначала Софтли, а потом и в «Юниверсал» - пришел к идее «Ключа ко всем дверям» после окончания огромной работы над фильмом Терри Гильяма «Братья Гримм». Свой последний проект он называет «роскошным в плане атмосферы и очень страшным, как и большинство хороших сюжетов о привидениях. Люди хотят ощутить, как им что-то дышит в шею, и Софтли – идеальный режиссер для подобного материала. Он натуралист, который умеет делать очень реалистичным все, что он снимает. Это режиссер с потрясающим глазом на детали и атмосферу напряжения и ужаса. Иэйн умеет придать драматический вес не только игре актеров, но местам, дизайну, музыке и текстуре».

 

Создатели фильма и Софтли – в фильмографии которого картины самых разных жанров, от «Крыльев голубки», адаптации романа Генри Джеймса, четырежды номинированного на награду Киноакадемии, до интригующей драмы «К-РАХ» - собрали для «Ключа…» потрясающий актерский ансамбль.

 

Кейт Хадсон, номинированная на награду Киноакадемии за блестящее исполнение роли Пенни Лейн в «Почти знаменит», играет Кэролайн Эллис, сотрудницу хосписа, которая не так давно приехала в Новый Орлеан, чтобы попасть к Виолетте Деверо, ищущей сиделку для своего больного мужа Бена. Хадсон, которая появляется почти в каждой сцене фильма, была выбрана на роль главной героини в самом начале работы над картиной.

 

«Кейт была первой актрисой, о которой мы подумали, изучив эту роль, - говорит Софтли. – После того, как Дэниэл Бобкер принес мне сценарий, он очень быстро попал в «Юниверсал». И когда Кейт его впервые увидела, она буквально влюбилась в него и была утверждена на роль. Но потом разорвалась бомба – Кейт забеременела. И мы были готовы отложить производство на год, до момента, когда она сможет приступить к работе. Это оказалось удачным решением, потому что рождение ребенка сделало ее более зрелой и добавило ей жизненного опыта, который помог добиться более многогранной проработки образа ее героини».

 

«Кейт была идеальным выбором для этой роли, - добавляет Дэниэл Бобкер. – У нее внешность «среднестатистической женщины», которая в фильмах ужасов проводит расследование и помогает создать эффект ужаса. Кейт – актриса, с которой зритель хотел бы отправиться в путешествие, и эта история действительно показывает ее уровень как актрисы. Мы все сошлись во мнении, что она – идеальный выбор для Кэролайн, и ее игра наполнила энергией весь съемочный процесс».

 

«Ключ от всех дверей» позволил Кейт сыграть роль, которую она никогда раньше не играла. «Это не та беззаботная Кейт Хадсон, которую мы знаем по другим фильмам, - говорит Майкл Шамберг, один из продюсеров картины. – Она более зрелая, более мрачная. У Кейт есть магическое свойство быть очень доступной для зрителя. Она оказалась в очень страшных обстоятельствах – и такой открытый человек, как Кейт, вызывает огромное сочувствие, от чего становится еще страшнее».

 

Размышляя о серьезности своей героини, Хадсон говорит: «Кэролайн – серьезная девушка, и это меня очень заинтересовало. Мне привлек тот факт, что мне не надо все время улыбаться. Она любознательная и сильная молодая женщина, которая по мере развития сюжета становится все более и более одинокой. Она хочет быть медсестрой, так что у нее научный взгляд на мир, она привыкла находить объяснение всему. Ей очень сложно подвергнуть сомнению свои убеждения. В этой истории нет ничего невероятного, поэтому Кэролайн и задает себе эти вопросы. Именно правдоподобие делает этот сюжет настолько затрагивающим зрителя».

 

Хадсон, которая сама осуществила все свои трюки, признается, что ей понравилась физическая сторона этой роли. «Мне кажется, что режиссер трюков очень удивился, поняв, что у меня хорошая координация движений, - смеется Хадсон. – Я должна была разбивать окна, карабкаться по решетке на высоту второго этажа, ползти в грязи под проливным дождем. Однажды я посмотрела на свои колени и обнаружила, что они черные и синие, как будто я снова маленькая девочка и играю в футбол. В какой-то момент я была промокшей насквозь в течение 15 часов. И мне это понравилось. Ничего похожего на возвращение домой после тяжелой работы с полученными на войне ранами. Это было очень здорово».

 

Питер Сарсгаард, номинированный на «Золотой глобус» за свою роль в фильме «Крах Гласса» и отмеченный критиками за работу в картине «Парни не плачут», играет приветливого риэлтера, типичного южанина Люка Маршалла, который работает на чету Деверо. «Невозможно понять, действительно ли он так простодушен или нет, - говорит Сарсгаард о своем загадочном персонаже. – Он очень увлечен своей работой, которая становится все труднее и труднее по мере развития сюжета. Он не верит в мистику, вернее, он начинает верить в тот момент, когда все становится очень страшным».

 

Легендарные актеры, номинированные на «Оскар» и «Золотой глобус», обладатели наград «Эмми», Джена Роуландс и Джон Херт, играют Виолетту и Бена Деверо, загадочную пару, чья внешность лишь прикрывает неведомый и мистический подтекст.

 

«Классические фильмы в жанре хоррор часто украшены изумительными актерами, которые делают сюжет очень своевременным и реальным, заставляя зрителей верить. Нам очень повезло – мы смогли привлечь к работе над фильмом таких классиков трагической актерской игры, как Джена Роуладнс и Джон Херт. Они воплощают собой культуру и землю Луизианы, ее богатство и аутентичность», - говорит Бобкер.

 

Продюсер Стейси Шер отмечает: «Работа с актерами уровня Джены Роуландс и Джона Херта – это как посещение школы актерского мастерства. Джена настолько хорошо вжилась в свою роль, что кажется, будто она прожила в этом доме всю жизнь. А Джон, который фактически не произносит в фильме и одного слова, привносит в картину огромную симпатию к главной героине и интерес к тайне своего дома. Он сумел управлять настроением и атмосферой фильма, задать некий ритм повествования, не сказав ни слова. Кто может сделать это, как не Джон Херт?»

 

Джена Роуландс играет Виолетту, увядшую южную красотку, которая живет со своим мужем в ветхом особняке среди речушек Луизианы. Вскоре становится ясно, что их отношения вовсе не таковы, какими кажутся поначалу.

 

«Я играю очень зловещую старую даму, которая словно специально сбивает с толку героиню Кейт, Кэролайн, - вспоминает Джена Роуландс. – Виолетта проводит много времени в своем саду, потому что этот сад каждый год меняется, как и сама Виолетта. Я могу это понять».

 

На роль Бена Деверо, прикованного к инвалидному креслу, Софтли выбрал именитого британского актера Джона Херта. Он широко известен по своей роли в фильме 1980 года «Человек-слон». Херт таким образом характеризует необходимые ингредиенты хорошего триллера: «Каждая нить сюжета должна быть видимой на протяжении всего фильма… а потом четко расплетаться. Можно скрыть ключи к сюжету, но в конце картины они должны стать очевидными. Эрен Крюгер создал именно такой сценарий».

 

Джой Брайант – которая сыграла женщину-лидера в режиссерском дебюте Дензеля Вашингтона «История Антуана Фишера» - играет Джилл, лучшую подругу Кэролайн, и ее голос разума.

 

«Джой просто искрится на экране, - говорит продюсер Шер. – В каком-то смысле, предостерегая Кэролайн от посещения загадочной комнаты, она обращается к зрителям».

 

«В этом проекте меня привлекло множество вещей, - вспоминает Брайант. – Труппа, Иэйн и его команда, сюжет, место действия – это замечательная смесь, где всего понемножку. Это как бы сам Новый Орлеан, где каждое место имеет свою историю. Попадая туда, вам кажется, что вы больше не в Соединенных Штатах – это место со своей собственной историей».

           

* * *

 

 

Полностью дав волю своему воображению, Софтли и его творческая и техничная команда создали потрясающий фон для этой таинственной истории: совсем незнакомый мир распада и экзотической красоты в дельте рек вокруг Нового Орлеана.

 

«Мне нравится идея фильма, действие которого может происходить только здесь, - говорит Софтли. – Я хотел создать богатый и роскошный фотографический фон, но в то же время чувствовал себя немного стесненным. Я убежден в том, что именно атмосфера места создает интригу и привлекает зрителей. Персонаж Кейт – сотрудница хосписа. Ее работа - облегчать людям уход из жизни. Это центральная тема сюжета, и мне показалось интересным поместить подобный сюжет в такое место, как Новый Орлеан, город с богатой историей, в котором похоронено столько моментов прошлого. Эта часть американского Юга имеет очень прозрачную, словно умытую дождем природу, и это помогло нам по-другому осветить персонажей».

 

Создавая мистический мир «Ключа ко всем дверям», Крюгер уделил особое внимание магической практике, известной как «худу», которая по-прежнему практикуется в некоторых заброшенных районах с самыми разными целями – исцеление, контроль, привороты и т.д. Для непосвященных эта практика ассоциируется с куда более известной религией Вуду, которую в начале XVIII века привезли в Новый Орлеан гаитянские рабы. Религия стала в этих местах настолько популярной, что католическая Церковь выпустила эдикт, запрещающий все некатолические обряды в пределах города. Тогда последователи Вуду переместились на Конго-сквер (сейчас – парк Луи Армстронга).

 

«Изучая сверхъестественное, я запнулся на слове «худу», - объясняет сценарист Крюгер. – Это чисто американская система народных магических верований. Это не религия, в отличие от Вуду – западно-африканской и гаитянской религии. «Худу» - нечто гораздо более светское и может включать в себя элементы самых разных религий. Это прежде всего колдовство, зелья, заклинания и заговоры. В Америку учение попало с африканскими рабами и смешалось с познаниями в ботанике коренных американцев, а также с европейским, еврейским и языческим фольклором. В итоге из этого котла вышел уникальный тип народной магии».

 

В «худу» упор делается на персональную силу. Практикующие эти ритуалы создают заклинание, призванное исцелить, защитить, приворотить или причинить кому-то вред. В обрядах используются растения, масла, специи, свечи и музыка. Присутствие практики «худу» и религии Вуду в Новом Орлеане оказало сильное влияние на местную культуру. В месте, где множество мировых религий смешалось и эволюционировало, где мертвые покоятся близко от живых (из-за того, что город стоит на высокой воде, гробы не закапывают в землю, а кладут в наземные склепы), все словно пропитано суевериями и магией. И вера в заклятия «худу», страх перед ними порой гораздо сильнее, чем сами заклятия.

 

Погружение в мир «худу» потребовало множества исследовательской работы, причем не только для автора сценария, но и для режиссера, продюсеров, художника-постановщика Джона Берда и реквизитора Бошам Фонтэна.

 

«Мы начали искать заклинания, предметы культа, документальные свидетельства и прочее, - объясняет продюсер Стейси Шер. – Мы обнаружили оригинальные гаитянские записи и реальные заклятия, и в конце концов наша жизнь превратилась в сплошные кости животных и черепа. Я вам честно скажу – временами мне было страшновато. Я начала чувствовать, что мне нужно обратиться к какой-нибудь ведунье, просто для защиты».

 

Реквизитор Бошам Фонтэн, профессор культурной антропологии, погрузилась в изучение местной культуры и фольклора. «Нашей задачей было воссоздать все это очень точно, поэтому мы провели громадную исследовательскую работу. Мы познакомились с писательницей из Нового Орлеана Кэтрин Айронвод, которая написала книгу «Теория и практика «худу». Вместе с ней мы проработали весь сценарий, сцену за сценой. Мы даже покрасили внутреннюю поверхность крыши в доме Деверо в синий цвет, потому что на Юге делают именно так, чтобы птицы не гнездились под карнизом. И неважно, что публика не всегда знает про все эти детали – нашей задачей было создать правдоподобное настроение».

 

                        * * *

 

Луизиана стала местом проведения первой части основных съемок. Плантация Фелисите, где стоит дом Деверо, черное сердце фильма, была выбрана для первых трех недель съемок в результате долгих поисков.

 

Дом, стоящий на этой плантации, и в реальности имеет собственную историю. Расположенный в глубине округа Сент-Джеймс, на полпути между Батон-Руж и Новым Орлеаном, на берегах величественной Миссисипи, он был построен в 1847 году самым богатым человеком в округе, Валькуром Эмме (которого часто называют луизианским Людовиком XIV), в дар его дочери Фелисите на свадьбу. Вторая его дочь, Джозефина, стала счастливой наследницей другой плантации, в паре миль от Фелисите. После Гражданской войны обе плантации сменили хозяев. Ветхий белый дом, который виден в первых кадрах сквозь стволы огромных дубов, словно хранит в себе всю богатую историю Юга.

 

Продюсер Майкл Шамберг благодарен исполнительному продюсеру Клэйтону Таунсенду за то, что он нашел Фелисите. «Как только мы его увидели, мы поняли – это то, что нужно, - говорит он. – Я помню, как мы ехали на машине, и вдруг Иэйн закричал: «Стойте! Вот оно!». Клейтон перепрыгнул через забор, подошел к владельцам, и они, на наше удивление, согласились. Нам сказали, что другие киношники в течение 25 лет пытались снять «Фелисите», и вот теперь этот час настал. Мы нашли еще несколько похожих резиденций в этом районе, но в этом доме было все, что нам нужно: правильный возраст дома, нужная степень ветхости и атмосфера».

 

«Сначала мы даже собирались сами строить правильный дом в Лос-Анджелесе, - отмечает продюсер Бобкер. – Но потом мы нашли «Фелисите» и поняли, что ни в каком новоделе мы не смогли бы передать эту атмосферу старины, так помогающую актерам».

 

Ирма и Стэн Вагпак, которым сейчас за девяносто – нынешние владельцы плантации «Фелисите». Они прожили там большую часть своей жизни. «Моя бабушка часто гуляла здесь и всегда говорила, что хочет жить в таком доме, как этот, - вспоминает Стэн, который женат на Ирме уже 62 года. – В конце концов мой дедушка получил возможность его купить, и с тех пор мы там и жили. Я переехал сюда маленьким ребенком и вырос на этой земле».

 

Художник-постановщик Джон Берд, для которого «Ключ от всех дверей» - уже четвертый фильм с Иэйном Софтли, добавил в обстановку дома требующиеся по сценарию детали. «В дальнем конце плантации пришлось сделать болото, которого в реальности нет, - вспоминает Берд. – Для Иэйна это было необходимой частью атмосферы фильма. На это потребовалось много времени: вместо травы и деревьев, переходящих в поле, засеянное сахарной свеклой, мы сделали заросший сад и неглубокое болото. Мы перемещали деревья, проводили воду, построили плотину. В результате получился сад, где Вайолет проводит большую часть своего времени и куда Бен приезжает на своем инвалидном кресле. Именно отсюда Кэролайн в ключевой сцене спасается на каноэ. Строить фальшивые здания достаточно легко, а вот фальшивую природу – сложновато».

 

«Когда мы снимали эту сцену с каноэ, - говорит Хадсон, - я сидела на этом болоте в ожидании начала съемок, и вокруг меня была эта топь, с немыслимыми комарами и крокодилами. И прямо перед началом дубля вдруг стало очень тихо. Я чувствовала себя очень одиноко, и я очень испугалась – прямо как моя героиня. Это было потрясающе – невозможно воссоздать подобное. Несмотря на то, что от меня требовались физические усилия, да и вообще на болоте снимать трудно, так вот, несмотря на это я не испытывала никаких сложностей с тем, чтобы войти в образ Кэролайн благодаря этой вот аутентичности».

 

Первые три недели съемок проходили в болотах и требовали дождя – как природного, так и искусственного. Поскольку Новый Орлеан расположен ниже уровня моря, с болотами и грязью проблем нет. Стоячая вода также располагает к обилию москитов, которых местные жители называют «национальной птицей». Съемочная группа пользовалась защитной одеждой и сильными репеллентами.

 

Софтли, родившийся в Англии, говорит: «Я впервые посетил этот город и был потрясен тем, насколько это богатая почва для воспоминаний, насколько близко болота подходят к городу, насколько они просторны и красивы. Несмотря на то, что большая часть съемок проходила в доме на плантации, я подумал, что в фильме будет больше аутентичности, если мы добавим некоторые замечательные элементы и ароматы этого уникального города, включая потрясающую музыку».

 

Местная музыка – госпелз, блюзы, хип-хоп или зудеко – это своего рода устная история города, сила, поддерживающая горожан, некий тип духовной пищи. Софтли и его люди воспользовались несколькими возможностями использовать эту музыку. В фильме есть сцены, снятые в клубах Нового Орлеана, где исполняется хоровая музыка и хип-хоп и где проводят свободное время Кэролайн и Джилл.

 

«Мне кажется, что музыка – это одна из причин, заставляющих Кэролайн чувствовать себя в Новом Орлеане как дома, - говорит Хадсон. – Она любит рок-н-ролл и блюз. Я сама провела тут два месяца и поняла, как любящий музыку человек может навсегда влюбиться в этот город».

 

Однако перед съемками в Новом Орлеане съемочная группа провела некоторое время в его окрестностях. Это были съемки сцены, в которой Кэролайн останавливается на заправке и впервые становится свидетельницей ритуала «худу».

 

«Контраст между пульсирующей энергией Нового Орлеана и этими просторными загадочными плантациями и болотами очень интригует. У многих плантаций очень темная история, и мне кажется, что Кэролайн, попав в это место, становится более уязвимой. Это очень одинокое место», - добавляет Кэролайн.

 

Снимая сцены в клубе и квартире Кэролайн в течение следующих трех недель, создатели фильма очень ответственно отнеслись к воссозданию цвета, настроения и разнообразной архитектуры города. Квартира Кэролайн находится на Мэгазин-стрит, в молодежном районе. Офисное здание на Джексон-сквер, сердце Французского квартала (застроенного, впрочем, домами в испанском стиле) стал местом работы Люка.

 

Затем съемочная группа пересекла длинный мост, чтобы попасть в Юго-восточный госпиталь Луизианы в Мандевилле, выступивший в роли провинциального хосписа – места работы Кэролайн.

 

«Подобное место ничем нельзя заменить, - говорит продюсер Дэниэл Бобкер. – Такой атмосферы нигде в Голливуде нет. Это помогает актерам подготовиться, понять своих персонажей, и, к счастью для нас, Иэйн почувствовал текстуру этих мест. Нет никаких сомнений в том, что все это добавляет аутентичности».



Рецензии

27.11.2016 Фантастические твари и где они обитают: магия для взрослых

Когда вы в последний раз думали о волшебстве? Когда замечали чудеса вокруг себя? На большие экраны вышла новая история о волшебном мире Дж...

21.11.2016 Прибытие. Будущее в прошлом

На Землю прибыло 12 инопланетных кораблей в разные точки мира. Военные привлекают лучшего лингвиста, чтобы установить контакт с пришельцам...

02.11.2016 «Расплата». Одинокий аудитор

Тема аутизма в большом кино — далеко не редкость. Перед нами возникают великолепные мелодраматические фильмы («Человек дождя», «Я-Сэм»), ...