^

Контрибуция. «Я – не Вятка, сдаюсь сама...»

16.02.2016

«Отнять и не отдать» – пожалуй, главный постулат военных конфликтов. Вот и «белый» генерал Анатолий Пепеляев решил воспользоваться контрибуцией для блага своих частей во взятой им Перми в конце февраля 1918 года.

Новый фильм «Контрибуция» питерского режиссера Сергея Снежкина как раз и отправляет нас в те, пока не очень далекие исторические горизонты нашей страны. Если вспомнить, то опыт «боевых» действий во время Гражданской войны у него уже был в отснятой не так давно «Белой гвардии».

...Фильм начинается прекрасной снежной картинкой купеческой Перми – Кама, лежащая в ледовых оковах, тянучее морозное утро с потявкивающими вдалеке «полканами», мирные дымки из печек горожан. И вот в сонное февральское утро врываются страшные разрывы артиллерийских снарядов, холодные щелчки винтовочной «перебранки», несмолкающая пулеметная трель. Так неожиданным наступлением частей адмирала Колчака из Перми были выбиты «большевики».

Казалось, вот оно пришло долгожданное освобождение. Ан, нет! Даже монотонно и мерно гудящие колокола губернской столицы почувствовали какой-то подвох. На улицах появились передовые части молодехонького, 27-летнего генерала Пепеляева (актер Максим Матвеев) – голодные, раздетые, злые... Как оказалось, практически ничего не поменялось, только вот цвет кумача сменили на белый.

Наступление «белых» частей начало выдыхаться — армии требовался фураж и продукты, боеприпасы, обмундирование. Их следующей целью была Вятка, а затем – Москва. Но, как оказалось, боевой дух армии был совершенно не подкреплен бюджетом. На денежное довольствие и обеспечение всем необходимым требовалось ни много, ни мало – почти 700 тысяч рублей золотом.

Вот с этого момента и затягивается петля детективного сюжета «Контрибуции», основой которой выступила одноименная повесть пермского писателя Леонида Юзефовича почти 30-летней давности.

...Все дальнейшее повествование фильма происходит в камерной обстановке, в штабе Пепеляева. Тут все строится по канонам театральной постановки, где на первый план должна выходить актерская игра, раскрытие образов их персонажей и, собственно, «раскачка» сюжета «четырех стен».

С точки зрения театральности — все, вроде бы, получилось. Был привлечен довольно сильный, крепкий актерский состав. Интересно было увидеть семейный творческий дуэт Максима Матвеева и Елизаветы Боярской, крайне редко появляющийся вместе на экранах. Кстати, уже в первых кадрах дама из высшего «пермского света» Екатерина Чагина пыталась соблазнить молодого генерала своими прекрасными полуобнаженными формами. Как оказалось впоследствии, это было частью коварного замысла, в планы которого входила уже контрибуция местных миллионеров заезжими уркаганами во главе с «засланным казачком» (актер Сергей Перегудов) в распоряжение Пепеляева.

Но, по большому счету, режиссер Снежкин попытался «объять необъятное», а из этого, как известно, в большинстве случаев ничего толкового не получается. К примеру, наметился было любовный треугольник в составе Пепеляева, обрученной с ним еще в старой жизни Верой (Надежда Толубеева) и ее нынешним мужем Андреем Мурзиным (Илья Носков). Но эта линия не была раскрыта в должном объеме – большая и утраченная любовь Пепеляева идет каким-то фоном, в итоге остаешься в полном неведении – «а был ли мальчик?».

Очень колоритно могла бы выглядеть пятерка избранных пермских богатеев: Грибушина (Юрий Ицков), Каменского (Константин Воробьев), Зильберштейна (Игорь Черневич), Насонова (Евгений Дятлов) и Калмыкова (Артур Ваха). Кстати, реальных жителей Перми того времени! Почему могла? Все они выглядят несколько карикатурно. Ну, как можно показать глубину совершенно уникальных образов, поместив их в повествование, состоящее из нескольких общих кадров. Не надо забывать, это были уважаемые в свое время жители города, сделавшие очень многое для его развития. Наверное, здесь требовалось более детальное и скрупулезное раскрытие исторической подоплеки появления этих персонажей, знание культуры и быта Перми. Может быть, стоило просто прогуляться по пермским улочкам, увидеть реальных свидетелей тех событий – старые здания с почти двухвековой историей. Конечно, у режиссера и актеров должно быть свое видение в раскрытии образов персонажей, но есть же реальная история. В итоге, получился какой-то безликий клубок страстей, состоящий из наигранных интермедий без глубокого смысла и скудным текстом.

Сама детективная история, завязанная на похищении алмаза в 140 карат из кабинета Пепеляева, также несколько надумана. Тут поначалу приходят на ум фильмы Говорухина «Десять негритят» или «Азазель» Адабашьяна с их остро завернутыми сюжетами. Сравнение очень быстро заканчивается, причем явно не в пользу нового фильма Снежкина. Герой Носкова, следователь Мурзин, явно проигрывает в рассудительности, гениальном холодном уме другому сыгранному им персонажу – Эрасту Фандорину. В «Контрибуции» всё начавшееся Мурзиным расследование заключается в его метаниях по генеральской комнате и далеко не всем понятных выводах.

Режиссеру «Контрибуции» явно не хватило экранного времени. Скомканность, скачки от одной сюжетной линии к другой, их незавершенность пошли явно не на пользу новой работе. Скорее всего, фильм могла спасти только более внятная форма подачи материала в виде телеспектакля.

И еще. Картина снята о трагических событиях, произошедших в Перми 1918 года. Образ этого города был полностью потерян и обезличен без показа натурных видов. Ну, если ради финансов была отменена экспедиция в Пермь, можно же было хотя бы воспользоваться кадрами старой кинохроники?

Что можно в целом сказать о фильме. Скорее всего, Снежкин серьезно отступил от понимания тех событий, которые были описаны в повести Юзефовича. Это, пожалуй, главная потеря. Фильм порой спасает только яркая актерская игра и оригинальные авторские ремарки, внесенные в текст повествования. К примеру, стоит запомнить сцену обольщения Пепеляева Чагиной, когда умудренная опытом дама говорит: «Я – не Вятка, сдаюсь сама...». Кстати, это выражение напрямую можно отнести и к самой Перми, большинство населения которой занятие города колчаковскими войсками считало большим благом. А вот сам Пепеляев был более категоричен, воскликнув в одной из сцен: «Что за чертов город?!». На что последовал краткий и емкий ответ его ординарца: «Это Пермь...»...


Автор: Павел Шатров



Благодарим за возможность просмотра многозальный кинотеатр «КиноМакс» в ТРК Столица!



Рецензии

27.11.2016 Фантастические твари и где они обитают: магия для взрослых

Когда вы в последний раз думали о волшебстве? Когда замечали чудеса вокруг себя? На большие экраны вышла новая история о волшебном мире Дж...

21.11.2016 Прибытие. Будущее в прошлом

На Землю прибыло 12 инопланетных кораблей в разные точки мира. Военные привлекают лучшего лингвиста, чтобы установить контакт с пришельцам...

02.11.2016 «Расплата». Одинокий аудитор

Тема аутизма в большом кино — далеко не редкость. Перед нами возникают великолепные мелодраматические фильмы («Человек дождя», «Я-Сэм»), ...