Трамвай
^

Космополис. Скандал? Безумие? Чудо.

07.08.2012
Мой первый просмотр. Раздражение. Фильм как будто включен на быструю перемотку. Я не успеваю. Только улавливаю смысл какой-то фразы, на нее как волна накатывает следующая и так до бесконечности. Мозг скрипит и барахтается, люди вокруг уходят, я их понимаю. И тут — звук выстрела. Два человека смеются, и неожиданно один из них, улыбаясь, пристрелил другого. Пауза. Шок. Последние полчаса фильма, раскаленные добела эмоциями полчаса, я смотрела не отрываясь, как лунатик. Выходя в ошарашенном состоянии из зала в тот вечер (где, кстати, осталось всего трое зрителей), уже знала, что захочу повторить это снова.

«Космополис» - это скандал. Режиссер что, спятил? Как он мог забыть о рейтингах, о покупаемости-продаваемости, о кассе? О том, что зрителю надо объяснять, разжевывать, складывать в рот? Как это вообще выпустили на широкий экран? Вот так вот и забыл, вот так вот и выпустили. И если знать, какой кошмар был с поисками денег на предыдущий фильм режиссера «Опасный метод», то Дэвиду Кроненбергу хочется просто аплодировать как безумцу-акробату, гуляющему по проволоке между небоскребов. Фильм-фантом, один из тех фильмов, которые снимают, потому что они должны быть сняты. Чистое вдохновение, фильм, который поется забыв обо всем. Фильм-поэма, фильм-песня. О чем он? Вернее, о ком? О человеке, отбрасывающим в сторону свою жизнь. Нашу жизнь. Мир банков, парковок и брендовой обуви. Режиссер проходит такой же путь, как главный герой Эрик. Отбрасывает все эти штучки, способствующие «легкоусвояемости продукта». Он практически выкинул музыку. Поэтому в тех местах, где она есть, она звучит как набат. Он выкинул к чертям любовную тему. Он выбросил монологи Бенно. Выбросил попытки сделать слова героев более понятными. Почему? Высокомерие, гордыня? Фильм не для всех? Неа. Дверь открыта, но войти ты должен сам. Фильм-выброс за границы. Но для того, чтобы за них выйти, нужно протискиваться сквозь маленькое игольное ушко понимания. Когда это случится — мозг начинает работать по-другому, мир видится другим. 

Безумие... С первой же фразы «Крыса стала денежной единицей». Что за бред? А не безумие ли то, что мы создали мир, в котором не хочется жить? В этом мире единственный человек, который хочет понять тебя, это твой убийца. В этом мире мать-одиночка плачется на свою несчастную долю и тут же спокойно попивает минералку, когда в ее присутствии размазывают по стеклу другого человека. В этом мире люди сгорают заживо в равнодушном прицеле фотоаппарата. В этом мире можно быть замужем за человеком две недели и не заметить, что у него голубые глаза. В этом мире много экранов, но нет человеческих прикосновений. Где люди не помнят, как это — разговаривать. Где убить человека легко, а наладить с ним контакт невозможно. Где кортеж президента меньше, чем похороны звезды. Странный мир. Безумный. 

По поводу сюжета. Кроненберг говорил, что практически перенес диалоги книги полностью. Но фильм еще больше, чем книга, эрикоцентричен. У Кроненберга всегда была определенная особенность — он никогда напрямую не показывает предмет своего интереса. Раньше он создавал картинку, в которой прятал свой инстинный интерес за зубастыми пистолетами, кишками и другими приятностями. В «Космополисе», выстраивая громаду разговоров, целые гигантские паучьи сети разговоров, в которых можно потонуть с легкостью, отгоняет он внимание от того, кто интересует его больше всего. Все диалоги-пророчества, знаменательные сами по себе, в фильме как гигантские ложные надкрыльца у насекомого — занимательны, но просто камуфляж, скрывающий главный интерес режиссера. Фильм словно рамка для фотопортрета — крупно лицо Эрика, все остальные персонажи и нити обрезаны по краям. Эрик. Трансформация Эрика, чувства Эрика, его ирония. И Роберт Паттинсон своей великолепной игрой позволил Кроненбергу написать этот портрет. Мы видим на лице его героя весь спектр эмоций.
 
Лицо Эрика... Арктически холодное и похожее на черную дыру, засасывающее в вихрь раздражения на начальника охраны, который не может, видите ли, озадачиться вопросом «где спят лимузины?». Даже сквозь черные очки чувствуется, как взгляд Эрика буравит его насквозь. Иронично-самоуверенное в разговоре с любовницей, требовательно-капризное как у ребенка (вынь да положь ему часовню Ротко), переживающее боль, когда Элис его бросила, злорадство при взгляде на женщину с крысой: «Что, съела?»То, что Паттинсон и Джиаматти вытворяют в конце фильма, иначе как эпитетом «блистательно», назвать нельзя. Как будто спотыкаясь и отталкиваясь друг об друга, их герои пытаются нащупать самих себя. Вспомнить маленького мальчика. «Мы хотим постричься». Дурацкая фраза, да? Эрик отнюдь не собирается объяснять вам смысл того, что сказал. Если бы господин Пакер хотя бы на секунду был озабочен социумом, он мог бы ее перевести так «Я хочу увидеть доброе лицо старика, который любит меня. Я хочу вспомнить себя маленьким. Я хочу отмотать назад, вспомнить себя». Звучит не так уж и глупо, верно?
 
Фильм в какой-то степени тест для зрителей на человечность, на понимание другого. Как неожиданно больно оказывается терять Эрика, этого странного и чужеродного мальчика-индиго. Когда я слышу, как люди смеются во время монолога Бенно, монолога несвязного, нелепого, но до боли искреннего, где он просто расцарапывает себя в кровь, чтобы достать слова, мне страшно. Да и я такая же, ничем я не лучше. По каким-то причинам, случайно заметила этот фильм, услышала его, а могла бы с легкостью пройти мимо. Человечество расфасовано по колбам одиночеств, но «в мире нет ничего, кроме других людей». Спасибо за чудо «Космополиса». 

Людмила Симченко


Просмотр фильма стал возможен благодаря сети кинотеатров «VERY VELLY», кинотеатры: суперкинотеатр «Кристалл-IMAX» и мультиплекс «VERY VELLY» в ТРК «Колизей-Cinema»


Рецензии

27.11.2016 Фантастические твари и где они обитают: магия для взрослых

Когда вы в последний раз думали о волшебстве? Когда замечали чудеса вокруг себя? На большие экраны вышла новая история о волшебном мире Дж...

21.11.2016 Прибытие. Будущее в прошлом

На Землю прибыло 12 инопланетных кораблей в разные точки мира. Военные привлекают лучшего лингвиста, чтобы установить контакт с пришельцам...

02.11.2016 «Расплата». Одинокий аудитор

Тема аутизма в большом кино — далеко не редкость. Перед нами возникают великолепные мелодраматические фильмы («Человек дождя», «Я-Сэм»), ...