Трамвай
^

Меченосец. Неоднозначность (Пермь)

15.10.2006

Рецензия

Доводилось ли вам когда-нибудь в своих мыслях доходить до безумия, совершать те поступки, на которые в реальности вы не способны, идти на поводу у эмоций? Теперь представьте, что все ваши мысли станут воплощаться во мгновение, что если вы хотите убить, уничтожить любого – ваш разум ужалит, ударит как меч и объект вашей ненависти упадет мертвый к вашим ногам, истекая настоящей кровью? Об этом «Меченосец». О неконтролируемом воплощении Зла. Того, которое живет в каждом из нас.

 

Этот фильм не объясним с точки зрения «реального» кино. Нет видимого сюжета, нет ощутимого начала и четкого конца. Нет текста, реплик, монологов, рассуждений. В этом фильме как будто нет людей, или ролей, или героев. Есть образы – мужчины и женщины, матери и ребенка, убийцы и жертвы, доброго и злого, красивого и чудовищного, дождя и солнца, осенней природы и урбанистического пейзажа. И нет однозначности. В каждом из персонажей переплелись все оттенки человеческой сущности. И нет борьбы противоположностей. Нет противостояния добра и зла, есть только Зло. Мы видим настолько откровенную эмоциональность, что не можем обнаружить ни одного мыслителя, есть только образы, влекомые силой своих ощущений, поддающиеся чувствам и порывам.

 

Жанр фильма определен по западным канонам как «мистический триллер», но все, происходящее на экране, вряд ли можно охарактеризовать этими словами. Филипп Янковский считает свое творение "драмой". Но это скорее трагическая метафора. Фильм не мистичен, скорее – символичен. Все «треш»-евые трюки - рассеченные вдоль и поперек тела, руки и ноги или верх туловища, отрезанный от низа, но все еще ползущий, отрезанные пальцы – это окантовка, а не прямое соответствие жанру ужаса. Сравнение образа Саши и мутанта из триквела «Люди Х» Росомахи напрашивается лишь только в том случае, если воспринимать «Меченосца» как экшн, кинокомикс типа «Человека-паука» или «Халка». Это просто невозможно, потому что перед нами совсем другое кино, за гранью реального и мистического контекста.

 

Мы можем смотреть этот фильм как «мистический триллер». И мы увидим перед собой сумасшедшего, кромсающего плоть на куски, такую же ненормальную девушку, изменяющую своему мужчине с первым встречным маньяком, решившую с ним же поиграть в Бонни и Клайда. Нам будет совершенно не интересна визжащая Белла, похожая на давно свихнувшуюся женщину, или бандит Клим, определенно «отмороженный» психопат. Нам покажутся идиотами сотрудники милиции, столкнувшиеся с необъяснимым. Странен и угрюм одинокий священник, у которого тоже, скорее всего «поехала крыша».

 

Но может изображение сверхъестественного в мрачных отечественных реалиях - попытка создать фильм-метафору, фильм-эмоцию, натянутую струну боли и жестокости. Меч лишь символ, рассекающий отвратительный мир, его появление эмоционально обусловлено, непроизвольно. Меченосец – убийца – одинокий, несчастный, пронзительно трагичный. Он не может сдерживать то зло, которое произрастает в каждом из нас, а выплескивает его наружу. Он крушит все и вся, потому что мысль человеческая в ее воплощении имеет колоссальную силу. А если в основе ее зло, разлетятся не только деревья, срезанные клинком ее мощи, а весь земной шар расколется пополам.

 

Единственное, что может противостоять злу, - это доброе, самое светлое чувство. Любовь - самое сильное оружие против ненависти. Вся Катя – это Любовь. Бешеный круговорот страстей, взрыв чувств, эротика в фильме – не стремление показать секс, сумасшедшее увлечение, а опять же эмоция, стрела, выпущенная из лука. Но любовь не может противостоять злу в каждом из нас. Она может только смягчать темные краски, превращать их в полутона, помогать жить. Для Саши и Кати не важно, как их зовут и что вокруг. Важно, что они есть друг у друга. Когда они вместе, зло прячется, и только рядом они могут существовать. Со смертью Кати Саша тоже умирает, поэтому и нет необходимости его убивать.

 

Подробности

Главный фильм осени – так позиционируют "Меченосца" рекламные агентства.

 

Авторы работали над картиной долгих пять лет. Началось все с романа Евгения Данеленко "Меченосец", вышедшего в одном из литературных журналов.

 

Продюсер Сергей Сельянов был буквально очарован этим текстом. Хотелось все бросить и немедленно начать съемки. Но обстоятельства были сильнее – российское кино находилось в страшном упадке, а о каких-то спецэффектах не шло и речи. "Мосфильм" тогда снимал рекламу жвачек и презервативов.

 

Но Сельянов вовсе не собирался сдаваться. Пока не было средств, шла активная работа над сценарием, были написаны несколько его версий. Потом продюсер стал искать режиссера и остановился на Филиппе Янковском.

 

Сами съемки начались только в сентябре 2005 года. На главные роли пригласили самых ярких звезд отечественного кинематографа – Чулпан Хаматову ("Страна глухих", "Дети Арбата", "Доктор Живаго", "Гуд бай, Ленин!") и Артема Ткаченко ("Даже не думай-2", "Мечтать не вредно", "Бухта Филиппа"). В остальных ролях снялись Алексей Горбунов ("Статский советник", "Охота на пиранью"), Алексей Жарков ("Десять негритят", "Узник замка Иф", "Город Зеро", "Кавказский пленник"), Дмитрий Мухамадеев ("9 рота", "Статский советник", "Бумер").

 

Общий бюджет фильма составил внушительную для российского кино сумму – 5 млн евро. Кинопроизводство велось в соответствии с самыми последними западными технологиями. Использовалось множество операторских кранов, а мощность осветительной техники составила несколько сотен киловатт.

 

Все спецэффекты созданы командой, известной по двум "Дозорам" Тимура Бекмамбетова.

 

Субъективно

Фильм мне до нервоза понравился. Своей неоднозначностью, своей непохожестью на другие. Своей красотой, протрясающими съемками, действительно хорошей операторской работой, превосходной актерской игрой, музыкальным рядом. И философией, и психологизмом, и смыслом. В фильме много абстрактного, оттенков, красок, полутонов, есть жесть, но и своеобразный юмор.

 

«Меченосец» вызвал грусть, задумчивость, порывы к творчеству. Во время просмотра я несколько раз зарывалась в плечо любимого, от чего в скором времени оно стало мокрым от слез. Я прониклась фильмом и стремилась его смотреть не умом, а сердцем.

 

Но в то же время я пытаюсь понять реалистов и прагматиков, чьими отзывами так и пестрит сеть: «Отстой!», «Это худший фильм», «…многие во время сеанса ушли из зала», «Муть!». Они скорее всего неплохо восприняли бы отечественную мистику «Живой» или триллер (или типа… мн-э-э-э… экшн) «Сдвиг», если бы тот был снят опытной западной командой. Потому как там – реалии, там жизнь, которую можно потрогать. А в «Меченосце» надо чувствовать.

 

Баланс рационального и эмоционального у каждого из нас перевешивает в свою сторону. Надо воспринимать «Меченосца» как кино, и как шедевр, разумеется, потому как любое творческое воплощение «через тернии – к звездам» - само по себе высшее произведение мастерства.

 

Резюмирую

Цитата с форума: «О «Меченосце» сложилось диаметрально противоположные мнения. Одни считают картину полным провалом, не находя в нем логики, сюжетной линии, игры актеров, смысла, почти полным отсутствием диалогов, бессмысленной резни. Другие считают, что фильм хороший и имеет глубокий подтекст, который не смогли заметить первые».

 

Давайте обсудим...

 

Мария Калинина (Пермь)



Рецензии

27.11.2016 Фантастические твари и где они обитают: магия для взрослых

Когда вы в последний раз думали о волшебстве? Когда замечали чудеса вокруг себя? На большие экраны вышла новая история о волшебном мире Дж...

21.11.2016 Прибытие. Будущее в прошлом

На Землю прибыло 12 инопланетных кораблей в разные точки мира. Военные привлекают лучшего лингвиста, чтобы установить контакт с пришельцам...

02.11.2016 «Расплата». Одинокий аудитор

Тема аутизма в большом кино — далеко не редкость. Перед нами возникают великолепные мелодраматические фильмы («Человек дождя», «Я-Сэм»), ...