^

Миллионер из трущоб. Экспансия Голливуда

24.02.2009

За и против

Есть такой жанр – биографический вымысел, biofiction, повесть не об историческом герое, а об обычном человеке. Он же средний, он же маленький, главное, вымышленный, сборный. Вслед за "Бенджамином Баттоном" выходит "Миллионер из трущоб" английского режиссёра Дэнни Бойла.

 

Вопрос: стоит ли смотреть этот фильм?

Против: это не драма, это кино поверхностное и сугубо развлекательное.

За: но так не считают

1) «Золотой глобус» - премия лучший фильм (драма) 2009 года,

2) британская киноакадемия - лучший фильм 2009 года,

3) и, главный показатель качества,  «Оскар-2009» за лучший фильм.

 

Итог: ну, как не поддаться любопытству, конечно, идите и смотрите. Другие «кинотворения» ещё хуже.

Совет: Если вы что-то хотели знать про современную Индию, но стеснялись прочесть книжку, посмотрите «Миллионера».  

 

А после просмотра и составления своего мнения можете прочесть и нижеследующее мнение.

 

Ответьте, если б сняли такой фильм про Россию, вы бы смогли сказать - о да, этот чувак из Англии смог понять о нас, таких загадочных русских, что-то сердцевинное, нутряное, так точно смог это выразить, ну прям всё о нас… и расписал в двух часах. Вот я нет. Бойл работает на шаблонах и клише об Индии: нищета, попрошайничество, детская преступность, жестокая полиция, конфликт индуистов и мусульман, Тадж Махал, индийское кино и т.д. и т.п. Пытается ухватить всё, запихнуть в 2-хчасовой ряд увлекательных простых, атомарных историй, завернуть это в глянцевую коробочку, повязать розовой ленточкой и посыпать конфетти. Это как набор открыток «с приветом из Индии», где рядом с моментальными, неглубокими снимками набивших оскомину достопримечательностей типа Тадж Махала соседствуют фотографии бедных кварталов Мумбая, такие же блестящие, лакированные. Претит этот самоуверенный тон  туриста, грубость деталей.

 

Грубые детали:

1) Вопросы не возрастают по сложности. «Кто был третьим мушкетёром?» -  вопрос на миллион. Ребёнком надо быть, чтобы съесть это за чистую монету. Игра чисто для метафоры.

2) В бедной Индии герой просто так дарит 100 баксов. Бумажка это для него. А другой герой – слепой индийский  мальчик лет 12-ти – знает наизусть фамилии всех президентов, изображенных на американских купюрах. Наверняка это возможно, но в фильме этому объяснения нет. В сценарии есть такие пробелы: с одной стороны, баснословный невероятный выигрыш героя имеет логическую основу, почти каждый его ответ тщательно объясняется, с другой же стороны фильм провисает в таких вот мелочах.

3) Комиксные облачка диалогов. ?Ну кто мешал поместить субтитры вниз, но они даны к тому же с непрозрачным фоном, дабы подчеркнуть всю эту яркую, динамичную и пустую манеру съёмки.

4) Скудность образов героев. Отсутствие внутренней истории. Концентрация на внешнем. Переходы из одного состояния в другое не мотивированы.  Например, брат главного героя, всю жизнь, с самого детства делавший ему пакости, профессиональный бандит, вдруг в конце фильма решает сделаться добреньким и пожертвовать собой ради брата. Это дает ему возможность очень эффектно быть застреленным в ванне с деньгами.

 

Что они показывают. А то, что показать Индию никто и не собирался. Галопом по азиям. Ну, и меня лично коробит построение фильма на коротких кадрах, весь этот быстрый монтаж.

 

Режиссёр показывает образ selfmade man, прыгнувшего из грязи в князи (оооо какой грязи - там это показано):

1) Selfmade. Он любит и уважает труд и предприимчивость. Сочетание трудолюбия, смекалистости, амбиций и некоей доли азартности, склонности к риску. За что его любит удача, и в результате, пройдя путь опыта лишений, которые только закаляют, он выигрывает в жизни. В «Форресте Гампе» это удача была связана с рыболовством и акциями. В этом напористом фильме герой обретает миллион ещё раньше -  аж в 18.

2) Он совершает ряд мелких преступлений, которые и не воспринимаются в бедной Индии как что-то плохое. Воровство, попрошайничество, обман – это всё рассматривается как местный образ жизни. Но у него есть стержень и, в общем, он честный человек. Его антипод – брат, выбравший откровенно преступный путь, а наш герой делает выбор и ... ему благоволит судьба, удача, бог, неважно - он выигрывает. Миллион – как награда за выбор.

3) !Но. Он не сухарь-капиталист и готов всё отдать за любовь. Ну, и поэтому он тоже выигрывает. И фанфары.

 

Это типичный западный образ. Американская мечта о народной предприимчивости. И это действительно мощная идея, способная стать мировой. Та же идея была в «Форресте Гампе», но, если «Форрест» был энциклопедией американской жизни, то «Миллионер» - это статья-заметка.

 

Это кино англичанина и про индусов. Это взгляд постороннего, чужого. Это экспансия. Экспансия своего образа жизни, своего видения мира, прогрессорство,  хождение в чужой монастырь со своим Уставом. Экспансия всегда всё упрощает. Я восхищаюсь "Форрестом", нет фильма лучше "Амели" на Земле, и это фильмы почвенные, они про себя, они не агрессивные, они честные, в них въелось время, в них есть душа. Форрест, Амели - индивиды, человеки, а этот малец Малик - картонка, глобализированая, беспочвенная, лживая картонка. Из русских фильмов один из последних весьма приблизительно подобного жанра (с намёком на энциклопедию жизни) был "Бумер". Это полный мрак, он саморазрушителен, но он почвенный; его можно ругать, можно хвалить, но он не поверхностен.

 

Ещё одна из характеристик миллионно-миллиардного, глобально-пузырного человека Малика:

4) он меньшИнство. Он не из Общества, он из мЕньшинства. Опять западный образ. Общество, построенное, в том числе и на чётком выказывании уважения всякого рода меньшинствам. Там гордо быть меньшИнством. Он мусульманин в индуистской Индии. Он мусульманин, вырывающий деньги у коварного ведущего-индуиста. Там это сплошной жирной чертой. И показывается, каким быть надо - Малик, наш добрый прирученный мусульманин. А вот таким не надо: лежащий в ванне из миллиона рупий, застреливший только что своего босса и расстрелянный своими бандитами, произносящий последние слова "Аллаху акбар".

 

Ещё в относительный минус: например, в "Баттоне" рассказчик повествует свои старческие, неторопливые воспоминания (время там въелось, вжилось в героя и его рассказ). И рассказ зачастую про то, как красив рассвет, да как хорошо пить чай ночью на кухне и слышать, как бежит-бежит-останавливается и снова бежит мышь. А "Миллионер" замечательно подходит для кинотеатрового, массового, общественного смотра. Ты как бы из аудитории игры и всюду шум, гам, мелодии игры и прочие вау. И ты как бы можешь прикоснуться, помочь герою, когда он спросит подсказку зала. Какие там рассветы да кресла-качалки. Нет, бег, динамика, бойкость. Новая жизнь, яркость, контраст - социальный, жизненный - всё соседствует со всем: помоешные кварталы и мерседесы со спутниковым тв, утроение заработка с преднамеренным членовредительством, воровские заработки с понятиями честности, минутные моменты счастья встреч с многомесячными поисками. Это другой темп, а следовательно и тип рассказа. Рассказа балаганного, ярмарочного, берущего пестротой, бойкостью, а не глубиной, детальностью, правдивостью. И мне он не нравится, хотя, возможно, именно этим он понравится кому-то другому. Денни Бойл пишет отчёт в стиле Комсомола/Космополитена. "Вот ты какая - страна 3-го мира" и говорит, почему мы должны выбрать единственно правильный американский путь.

 

Фильм, как середнячок неплох, но ума не приложу, откуда из каких таких заслуг перед искусством он, по мнению многих кинопрофессионалов и кинозрителей, - лучший фильм 2009-го. Неужели и в самом деле из-за совпадения корысти экспансии и потребности в комиксовом восприятии мира. Ведь, к примеру, есть же приятный, уравновешивающий, смиряющий «Баттон», ну в самом деле…

 

Ruslan



Рецензии

27.11.2016 Фантастические твари и где они обитают: магия для взрослых

Когда вы в последний раз думали о волшебстве? Когда замечали чудеса вокруг себя? На большие экраны вышла новая история о волшебном мире Дж...

21.11.2016 Прибытие. Будущее в прошлом

На Землю прибыло 12 инопланетных кораблей в разные точки мира. Военные привлекают лучшего лингвиста, чтобы установить контакт с пришельцам...

02.11.2016 «Расплата». Одинокий аудитор

Тема аутизма в большом кино — далеко не редкость. Перед нами возникают великолепные мелодраматические фильмы («Человек дождя», «Я-Сэм»), ...