Трамвай
^

Морфий. Союз трёх гениев

01.12.2008

Впервые мне довелось писать рецензию на фильм А. Балабанова, потому немного волнуюсь. Фильмы Балабанова – особый жанр в современном кино. В них есть какая-то магия, которая манит посмотреть, затем посмотреть ещё раз, и ещё раз, и ещё… Наверное, все дело в необычном обычном видении мира этим режиссером. Он видит мир таким, какой он есть. Не боится показывать ничего. Он создаёт некий нарыв, а потом сам же его и вспарывает. К примеру, далеко не в каждом фильме увидишь такие сцены, которые показаны в “Морфии”, имею в виду сцены операций – ампутация, трахеотомия, не хочу дальше. Но отвращения не чувствуешь, это вам не “Пила”, где акцент делается на саму “зрелищность” подобного рода сцен. Это Балабанов, который даже в этих сценах пытается углядеть внутренний мир человека.

 

Вообще, персонажи Балабанова – это некий феномен в искусстве, как, скажем и “чеховское ружьё”. Возьмём “Брата” и “Брата-2”. Главный герой – человек, который удивительно похож на вашего соседа, этакий свой человек. В английском есть обозначение для таких персонажей – next-door boy. Или персонаж Дюжева в “Мне не больно”… Да какой фильм ни возьми – везде показываются люди, в которых узнаёшь своих знакомых, себя. Балабанов создаёт собирательные образы, которые с одной стороны сочетают в себе все качества данной категории людей, с другой – обладают и своей уникальностью.

 

Фильм “Морфий” рассказывает о времени 1917 года, но как бы отдаляет нас от событий того периода, ведь действие происходит не в центре событий, а где-то в дали от мира, в заброшенной деревне. Но даже там и даже тогда мы находим близких нам персонажей – доктор Поляков, Анна, да кого ни возьми, в каждом из них чувствуется нечто родное. Персонажей в фильме не так уж и много, мы успеваем изучить каждого. Причём резко отрицательных героев как бы и нет, есть лишь один негативный “персонаж”, и он вынесен в заголовок фильма.

 

Отдельно стоит рассмотреть главного героя – доктора Полякова. И здесь хочется первым делом сказать браво Бичевину – актёру, сыгравшему его роль! Очень чётко, мучительно и пронзительно он сыграл, причём экранного времени у него очень много, он есть чуть ли не в каждой сцене. И где бы он ни появился – мы видим его насквозь, принимаем на себя его страдания. Невольно всплывает в памяти образ Раскольникова, который так же страдает, так же никем не понят. Только здесь к душевным страданиям добавляются ещё и физические. Этот человек так и не смог найти баланс между силой и слабостью – дав один раз волю, не смог избавиться от этого в дальнейшем. И не важно уже, насколько силён этот человек, какие сильные поступки он совершает. Слабость взяла верх. И на протяжении всего фильма мы можем видеть этот процесс – борьба добра и зла в масштабе одного конкретного человека. Режиссёр бьёт нам молотком по голове этой мыслью, он впитывает в нас его персонаж, и к концу фильма мы уже знаем о нём всё, мы становимся им самим.

 

Пою оды Балабанову, но забыл о двух других создателях этого фильма – двух других Б – Булгакове и Бодрове-мл. Сценарий фильма написан Бодровым-младшим по мотивам рассказов Булгакова. Смотришь фильм – и чувствуешь, что вот этот ход явно Булгаковский (в основном что касается сцен с лечением). Ну а Бодров-младший тоже чувствуется… И прежде всего в главном персонаже, у них есть даже некое внешнее сходство. Можно предположить, что писал этот фильм он под себя. Но, к сожалению…

 

Подводя итог, скажу, что фильм оставляет очень интересное послевкусие – гнетущее, чуть депрессивное, задумчивое… Но в то же время говорящее нам, что всё будет хорошо, обязательно.

 

Василий Сабиров

 

Просмотр фильма стал возможен благодаря сети кинотеатров "Very Velly", кинотеатры: мультиплекс "Very Velly" и Рубин 



Рецензии

27.11.2016 Фантастические твари и где они обитают: магия для взрослых

Когда вы в последний раз думали о волшебстве? Когда замечали чудеса вокруг себя? На большие экраны вышла новая история о волшебном мире Дж...

21.11.2016 Прибытие. Будущее в прошлом

На Землю прибыло 12 инопланетных кораблей в разные точки мира. Военные привлекают лучшего лингвиста, чтобы установить контакт с пришельцам...

02.11.2016 «Расплата». Одинокий аудитор

Тема аутизма в большом кино — далеко не редкость. Перед нами возникают великолепные мелодраматические фильмы («Человек дождя», «Я-Сэм»), ...