Трамвай
^

Начало. Совершенство

26.07.2010

Для тех, кто впадает в уныние при виде большого количества букв, резюмирую заранее – «Начало» стоит просмотра, желательно, в кино. Поскольку такие серьёзные, взрослые, умные, тонкие и мощные картины, по-прежнему будут оставаться редкими гостями в наших кинотеатрах без крупных кассовых сборов. А «Начало» стоит каждого потраченного на него рубля.

 

Фильм сценариста и режиссёра Кристофера Нолана заслуживает высших кинонаград, как минимум, за сценарий и режиссуру. Хитросплетения сюжета-матрёшки, возможно, вынудят вас задумчиво морщить лоб первые полчаса. Однако конструкция истории на поверку оказывается не громоздкой, а элегантной, и ближе к финалу, когда одновременно на экране будут разворачиваться события аж на пяти (!) уровнях реальности, вы без проблем сумеете проследить за каждым из героев.

 

При этом Нолан умудрился «пройти по лезвию» и совершить драматургический подвиг – разбросав по сценарию с дюжину разных персонажей, он сохранил сюжетную ценность каждого из них, сделав каждый образ естественным и живым, уделив всем по здоровенному куску сюжетного «мяса». В отличие от «Тёмного рыцаря», в котором эпизодическим персонажам, зачастую, уделялось чересчур много времени, а основным (в том числе, тому самому Бэтмену) доставалось лишь несколько коротких, но пафосных фраз. В «Начале» всё иначе – в центре событий персонаж ДиКаприо, и его битва с собственными демонами оказывается важнее всяких там внедрений, или обучения Ариадны. И даже когда Кобб делает своё финальное признание Мол, Нолан не забывает об остальных членах команды (тем более, что от каждого из них зависит успех всей операции Кобба и сама его жизнь) и уделяет им столько экранного времени, сколько нужно.

 

А времени нужно много. 2,5 часа – таков хронометраж картины, и во время просмотра ты ни разу не успеваешь об этом задуматься, потому как в фильме нет лишних сцен или кадров, нет лишних героев – все они служат винтиками в масштабной головоломке, созданной писательским гением Нолана.

 

Фильмография Кристофера-режиссёра включает всего 6 полнометражных картин, включая «Начало» (и исключая дебютную копеечную постановку «Преследование»). И, как человек, смотревший их все, я могу с уверенностью сказать, что «Начало» на данный момент является вершиной его мастерства. Единственное, чем можно попрекнуть Нолана – это неопытность и неуверенность в постановке экшн-сцен. Кристофер относится к той редкой породе режиссёров, что снимают самостоятельно каждый кадр и каждый эпизод, включая, казалось бы, несущественные панорамные кадры или сцены с массовкой. С одной стороны, это говорит об ответственном подходе к своей работе, но с другой – съёмки затягиваются, бюджеты растут, а универсальных режиссёров, увы, не бывает. Неумение Нолана переключиться с романтических кадров на экшн-эпизоды превращает, например, сцену перестрелки в невнятную мешанину и визуальный винегрет. Это ни одним местом не Майкл Манн и даже не Мартин Кемпбелл, хотя сняты сцены действия всё равно очень и очень хорошо. Но, увы, не так сочно, как мне бы того хотелось.

 

Особенно плохо придется в такие «трясучие» моменты зрителям IMAX-кинотеатров — глаза просто-напросто не успевают сфокусироваться. К слову, решение о создании IMAX-версии «Начала» было принято уже после съёмок (снимали на стандартные 35 мм), так что, казалось бы, никакого особого резона доплачивать за билет в «Кристалл» нет. С другой стороны, пермякам выпадает уникальная (для большинства других городов) возможность увидеть закручивающиеся города в максимальном масштабе, что превращает мир снов в «Начале» в незабываемое зрелище.

 

О снах вообще разговор отдельный. Производственный бюджет «Начала» - $160 миллионов (плюс ещё около сотни было потрачено на рекламу), что позволило насытить фильм визуальными эффектами. При этом грёзы главных героев не превратились в красочный галлюциногенный бред (см. «Милые кости» и «Куда приводят мечты»), а остались в рамках урбанистической повседневности и уютной домашней обстановки. Но ведь это не мешает взрывать кофейни, строить крепости в снегах и вообще загружать специалистов по спецэффектам работой по самую макушку. При этом самой зрелищной сценой лично для меня стали две драки – во вращающемся лабиринте и в невесомости – настолько они необычны и хороши. Головокружительно!

 

В итоге, как сразу после просмотра, так и сейчас, разобрав фильм «по полочкам», я не могу найти у «Начала» серьёзных недостатков. Для фильма со столь сложной историей в основе, «Начало» - просто-напросто образец умеренности и трепетного подхода. В последние секунды фильма вы кожей почувствуете, как затаил дыхание каждый зритель, сидящий в кинозале. А этот проклятый волчок на экране всё вращается и вращается…

 

Дмитрий Шилов

 

Просмотр фильма стал возможен благодаря сети кинотеатров "VERY VELLY", кинотеатры: суперкинотеатр "Кристалл-IMAX", мультиплекс "VERY VELLY" и кинотеатр "Рубин"



Рецензии

27.11.2016 Фантастические твари и где они обитают: магия для взрослых

Когда вы в последний раз думали о волшебстве? Когда замечали чудеса вокруг себя? На большие экраны вышла новая история о волшебном мире Дж...

21.11.2016 Прибытие. Будущее в прошлом

На Землю прибыло 12 инопланетных кораблей в разные точки мира. Военные привлекают лучшего лингвиста, чтобы установить контакт с пришельцам...

02.11.2016 «Расплата». Одинокий аудитор

Тема аутизма в большом кино — далеко не редкость. Перед нами возникают великолепные мелодраматические фильмы («Человек дождя», «Я-Сэм»), ...