Трамвай
^

Незнакомцы. Ужас как предчувствие. (Пермь)

07.06.2008

К фильмам ужасов трудно относиться безразлично. Кто-то обожает их за литры крови на экране, кто-то за это же ненавидит. Кто-то возвращается в детство с каждым просмотром хоррора, кто-то бежит за нашатырем, всякий раз, как видит человека с лезвиями на пальцах или лицо в кожаной маске. Кто-то поет «ужасному» жанру дифирамбы, кто-то кричит «Это отвратительно».

А ведь ужас, или как, говорят киноманы, «саспенс» ничего общего с отвращением не имеет. Саспенс измеряется не в количестве крови, мяса и острых предметов в фильме. Саспенс – непередаваемое напряжение, создаваемое иногда только аудиорядом или его отсутствием, частой сменой кадров или наоборот очень медленным монтажом. Фильм ужасов может быть очень красив и эстетичен.

Фильм «Незнакомцы» режиссера Бернардо Бертино отчаянно красив. Он начинается как французский фильм о любви  с милой музыкой, вкусными кадрами, крупными планами на вроде бы незначительных деталях. И по этим деталям, по слишком печальным глазам Лив Тайлер понимаешь, что одной только грустной любовной историей не обойдется.

Правда, после просмотра всего фильма, начинаешь понимать, что первая, лиричная часть фильма слишком затянута. Зато первые 10-15 минут фильма хранят в себе отличные диалоги и актерские работы. Больше этого в фильме не будет. Оператор не подводит и выдает красивые кадры на-гора, но вот актеры играть видимо устают.

Сюжет оказывается не слишком сложным. Молодой человек сделал девушке предложение руки и сердца и по этому поводу заранее организовал романтический ужин в своем загородном доме. Но девушка взяла и отказала ему. Романтический вечер превращается в прощальный. Затем появляются незнакомцы в масках и начинают…

Что они собственно начинают, так и непонятно…Конец фильма, как и положено жанру, хэппи-эндом не назовешь. Герои убиты, но какова цель была у убийц? Весь фильм они создают атмосферу ужаса, но к решительным действиям приступают лишь в финале фильма. Маньяки? Скорее всего. Очень сильные ассоциации с этими маньяками – убийцы жены Романа Полански, совсем не киношные, реальные убийцы. Но на этих ассоциациях, а еще на воспоминаниях обо всех известных жанру ужасов убийц в маске, все и заканчивается. Режиссер  не рассуждает о мутациях личности, не обвиняет главных героях в каких-то смертных грехах, за которые они поплатились. Такое ощущение, что сценарий был написан на коленке, а главный человек в съемочной группе – оператор.

Блестящая операторская работа упомянута мной не раз и не зря. Такое ощущение, что «Незнакомцы» – полнометражное высказывание художника-импрессиониста. Настроением отчаяния, паники, ужаса вполне можно заразиться. Оно есть в каждом кадре.

Но больше там нет ничего.

Предчувствие чего-то нехорошего к чему-то нехорошему и приводит. Вот похоже основная идея фильма. Ужас отличается от страха неконкретностью, всеобщностью, размытостью ориентира. Ты знаешь, что будет плохо, но как именно и почему, представить себе не можешь. И за эстетику ужаса, за саспенс, который в этом фильме есть, несмотря на все его минусы Бертино и его оператору спасибо. За все остальное тому же Бертино, Тайлер, Спидману и другим мое «фи». 

P.S. По некоторым данным фильм является вольным ремейком австрийского фильма «Забавные игры», который, кстати, обзавелся уже голливудским ремейокм, вполне официальным. В русский прокат он еще не выходил.



Сергей Галиуллин (Пермь)

Просмотр фильма стал возможен благодаря сети кинотеатров "Very Velly", кинотеатры: мультиплекс "Very Velly" и Рубин



Рецензии

27.11.2016 Фантастические твари и где они обитают: магия для взрослых

Когда вы в последний раз думали о волшебстве? Когда замечали чудеса вокруг себя? На большие экраны вышла новая история о волшебном мире Дж...

21.11.2016 Прибытие. Будущее в прошлом

На Землю прибыло 12 инопланетных кораблей в разные точки мира. Военные привлекают лучшего лингвиста, чтобы установить контакт с пришельцам...

02.11.2016 «Расплата». Одинокий аудитор

Тема аутизма в большом кино — далеко не редкость. Перед нами возникают великолепные мелодраматические фильмы («Человек дождя», «Я-Сэм»), ...