^

Ночной дозор

05.05.2005 ..Итак, сначала — открытия. Во-первых, фильм будет идти полноэкранными частями, по два часа. Но это будет не «Ночной», «Дневной» и «Сумеречный», а вполне себе куски одного НД, соответствующие главам романа. Для многих это сюрприз. В идеале нас ждёт аж девять фильмов, что обставляет любую из существующих нынче фантастических «многоходовок». ГП и ЗВ отдыхают. А уж ПиДжей со своими жалкими тремя сериями… мда. Даже не знаю, что и сказать. С одной стороны — хорошо, не будет галопов по европам. Но столь долгоиграющие планы — при нашей народной непостоянности загадывать на годы и годы вперёд…

Вторым крупным открытием стал «сумрак», коий был продемонстрирован общественности впервые, и поразил своим практическим отсутствием в кадре — в первой части там проходила только сцена спасения из него Егора.

Он получился вообще какой-то странный, не слоистый, как у СЛ, а эдакий многообразный, с комарами, мухами, тараканами, струйками крови, стеклянными нитями, и многим другим. Никакого мха, зато все ходят в чёрных очках, чтобы видеть сквозь сумрак, даже ведьмы, которые пообзаводились куклами-паучками-доченьками и норовят совершить акт геноцида против человечества. Вампиры тут отражаются в зеркалах, находясь в сумраке, а предметы из сумрака и обычного мира ловко могут взаимодействовать друг с другом. То есть непосредственно — например, драться, что они делают по сюжету многократно и со вкусом.

Кстати о вампирах, не зря столько оэртэшники про них спевали, действительно, фильм вышел — про вампиров и тех, кто «их ловит на живца». Ну, и немного про «воронку» над Светланой. К чему она тут, не объясняют. Зато даже в результате глобального перемонтажа того, что было продемонстрировано на предпоказе, все диалоги о вампирах были тщательно оставлены, с питиём свиной крови, с рассуждениями о том, что «мы чувствуем, когда один из нас уходит». Зрителю неподготовленному фильм должен показаться вампирским боевичком со странным антуражем «горсвета» и привлечением в качестве гест-стар блондинки домашне-кухонного вида с её грустной историей о самопроклятии, а также стаи ворон (вот он, образ, которого не упомнить в оригинале, но который режиссёр упорно рассовывает по тексту) и одного локального катаклизма в виде аварии на ТЭЦ.

Сложно себя поставить на место свежей головы, но попытаюсь спрогнозировать, что фильм непосвящённым скорее понравится — бодро, местами занятно и даже смешно, но к чему это — непонятно. Да и, всё-таки НД был не о вампирах, их там три персонажа на всю книгу. А тут такой пассаж. Да ещё протянутая поперёк сюжета «магия крови», кроме которой можно вспомнить разве что трансформацию Тигрёнка да хилерские пассы Гесера. Всё остальное заменяют тривиальные ультрафиолетовые фонари. С трансформациями вообще постарались не перебарщивать, поскольку абсолютной достоверности нынче не добьёшься. Может быть, в следующий раз? Что же касается незамутнённого зрителя, ему в конце предоставлена возможность осознать, что в конце осени — начале зимы выйдет вторая часть, которая будет несколько о другом. Надеюсь, что он эту заботу о себе оценит, потому что на одних фэнах денег не заработаешь.

Для истинного же ценителя творчества СЛ в картине хватает не только досадных искажений, но и вполне толкового юмора в стиле тов. Гоблина. Вот вам остроумный продакт-плэйсмент с речитативом «хороший вкус (пауза) хорошее начало!», а вот просто находки: «Назавтра у меня Мендельсон заказан» (это Гоша Куценко) и бессмертное «они любили друг друга, хотели вместе в педагогический институт поступать» (Костя о вампире и вампирше). Голос Дроздова, комментирующий из телевизора происходящее по ходу сюжета. Зал внимал и смеялся, разражаясь аплодисментами. На этом фоне даже помещение с рубильниками и одним компьютером, гордо именуемое «аналитическим центром», выглядит вполне уместно. Хотя, например, каким чудом починилась в финале взорвавшаяся электростанция, непонятно даже мне, видавшему виды.

Если уж завершить список слабых мест картины, чтобы снова потом вернуться к местам сильным, замечу, что, например, весь видеоряд «сцены на пароходе» с женой Антона в самом начале фильма очень сильно выбивается из вполне стройной стилистики НД, напоминая скорее клипы начала постсоветской эпохи в стиле «на пароходе музыка играет». Зачем понадобилось вставлять в фильм этот откровенно провальный момент, непонятно. Хотя, может, это только мы заметили? Не знаю, посмотрите, поделитесь впечатлением.

Ещё одна претензия — к режиссёру озвучания. Если бы не английские титры, многие фразы было бы совершенно не разобрать, так переигрались господа техники с глухотой «естественных» голосов. Я понимаю, что студийный «сериальный» звук есть убожество, достойное порицания, но надо же и меру знать, такое впечатление, что актёры вот прямо сейчас начнут друг у друга переспрашивать «э, ты чо щас сказал, повтори!» Ну, и саундтрек. Да, в нём достаточно мощи в сценах очередной погони, но в остальном он настолько вторичен, что хочется спросить у продюсеров — господа, а вы в курсе, что и у нас в стране есть вполне самобытные молодые композиторы, пишущие для кино, в конце концов, поддержали бы уж моду и пригласили известную группу, пусть бы заполнила звукоряд. А так получается, что всё это мы словно уже где-то слышали, и не раз.

Всё, с негативом покончено. Потому что в остальном картина вышла бодрой, энергичной, настоящим фантастическим боевиком, практически не несущим на себе следа малобюджетности. Актёры стараются, даже Меньшов, которого весьма подсократили при финальном монтаже, уже не так раздражает честную публику. А как хороши персонажи второго ряда: Тигрёнок и Медведь, Алиса (хоть и не рыжая), замечателен Игнат, великолепна ведьма. Спецэффекты смотрятся вполне современно, монтаж Тимура Бекмамбетова вообще можно поставить в качестве примера многим более опытным режиссёрам. Стилистика картинки выверена до мелочей, действие динамичное, захватывающее. А что до вольностей с сюжетом и перечисленных выше слабых мест, ну, что ж, лиха беда начало.

Пожелаем проекту успешного проката, а также достойного продолжения, благо посетить просмотр и сказать на выходе, что зря потратил время и деньги, может разве что закоренелый сноб или классовый враг отечественной фантастики. Выходя из зала под бодрый рэпак, кто-то поморщится, кто-то пожмёт плечами, но наличие в фильме вполне достойных внимания моментов отрицать нельзя.

До встречи в кино, хотел согласно традиции сказать я, но напоследок вас порадую одной байкой касательно того самого рэпака. Согласно легенде Сергею Лукьяненко позвонили киношники и попросили написать рэп, где бы в краткой юмористической форме пересказывался сюжет фильма. Лукьяненко никогда стихов не писал, а рэп не любит до сих пор, но в шутку согласился и в шутку же написал примерно такой текст:

Но Городецкий, хоть парень дурной, Вдруг оказался тоже Иной! Иной! Иной! Городецкий Иной! Чего уж теперь грузиться женой? Иной! Иной! Светлый Иной! Такие Иные правят страной!

И отправил, чтобы уничтожить идею на корню. В ответ прислали «годится», на что писатель понял, что там сидят тоже люди с юмором, и счастливо успокоился, пусть другие пишут. И вот, пару дней назад Сергей узнал, что текст оставили тот самый. Правда, выправили строку про «такие правят страной», продюсеры с «Первого» этого бы не оценили, вообще же текст несколько другой, однако первоисточник при просмотре чувствуется сразу. Вот так вот. Любите кино.

КИНОКАДР, Роман КОРНЕЕВ, 27 июня 2004

 
NEW! Рекомендую замечательнейший обзор от Гоблина. Вам сюда.



Рецензии

27.11.2016 Фантастические твари и где они обитают: магия для взрослых

Когда вы в последний раз думали о волшебстве? Когда замечали чудеса вокруг себя? На большие экраны вышла новая история о волшебном мире Дж...

21.11.2016 Прибытие. Будущее в прошлом

На Землю прибыло 12 инопланетных кораблей в разные точки мира. Военные привлекают лучшего лингвиста, чтобы установить контакт с пришельцам...

02.11.2016 «Расплата». Одинокий аудитор

Тема аутизма в большом кино — далеко не редкость. Перед нами возникают великолепные мелодраматические фильмы («Человек дождя», «Я-Сэм»), ...