Трамвай
^

Особо опасен! Душа, как пистолет, на взводе…. Я свободен? (Пермь)

27.06.2008 Наконец-то мы дождались этого фильма…

Начну, как полагается, с хорошего.

 

Прежде всего, это касается великолепных диалогов. Ларчик открывается просто – подавляющая часть текста для русской версии фильма написана не «мастерами дубляжа», а Сергеем Лукьяненко. К творчеству Сэр Грея можно относиться по-разному, но его умение передавать максимум информации и эмоций в минимуме слов бесспорно. Порой две-три реплики, вышедшие из-под его руки, стоят больше, чем несколько страниц диалогов о смысле жизни.

 

Фильм смотрел вместе с девушкой, которую никак нельзя назвать киноманкой, которая не обратила внимание на типично российский ход с «рваным» движением камеры, но после нескольких фраз и одной издевательской улыбки Анджелины уверенно заявила: «Так это, выходит, русский фильм?» Браво, Тимур! Браво, Сергей! Вам удалось заставить американских актеров (Хабенский не в счет) сыграть русское кино.

 

Весь фильм – это один большой спецэффект, который смотрится на одном дыхании. Синтез русской фантазии и американских денег привели к появлению гремучей смеси. Баночка «Бёрна», заботливо взятая в зал (а что вы хотели, мне пришлось смотреть фильм 26 июня – после матча Германия-Турция, но до Испания-Россия) осталась наполовину полной – фильм сам заряжал энергией и необходимости во внешнем источнике не было.

 

Но отдельной похвалы заслуживает одна из финальных сцен, когда главный герой штурмует ткацкую фабрику, оставляя за собой десятки трупов. Такая техника боя заставила бы онеметь не только Нео, но и клерика Тетраграммотона Джона Престона («Эквилибриум»). Пусть последний в финале своего пути по насаждению светлого, доброго, вечного в одиночку справляется с десятком себе подобных, а Уэсли Гибсона спасает Фокс (кто там говорил, что после Лары и миссис Смит Анджелина не сможет сыграть столь ярких action-героинь?).

 

Хотелось бы пожелать авторам фильма при создании легенд хотя бы немного следовать историческим фактам и логике. Легенда о катарах довольна интересна и подробна. Если верить «официальной» информации с сайта ткачей, зарождение братства приходится как минимум на первую половину 12 века, а превращение его в тайное братство происходит в середине 13 века. В это время в Европе только-только укоренилась десятичная система счисления, до появления работ Фибоначчи оставалось 200 лет, до задачи Баше-Мезирака около 400, до работ «отца» двоичной системы Лейбница 500…

 

Но если этот факт прорыва на сотни лет хоть как-то можно объяснить озарением или иным «магическим» способом, то использование современного восьмибитного кода (для кодирования одной буквы латинского алфавита достаточно пятибитной кодировки) не выдерживает никакой критики. Хотя… Не будем забывать, что механизм двоичного кодирования придумал один французский ткач в начале 19 века. Спасибо авторам на том, что «официальный» сайт утверждает – кодировка ткачей отличается от современной кодировки. А то бы еще выяснилось, что ASCIIcUNICODEпоявились в темные века.

 

А теперь после всех этих восторгов и небольшой критики хочется перейти к критике более серьезной. Речь идет о идейной насыщенности фильма.

 

Тема бунта против «офисного рабства» и против системы не нова (при желании можно вспомнить даже гоголевскую «Шинель») – наиболее ярким фильмом про «шизеющего» клерка является работа Дж. Шумахера «С меня хватит!» (FallingDown, 1993) с Майклом Дугласом.  Зададимся простым вопросом – кто основной потребитель таких фильмов, снятых по мотивам комиксов? Правильно, подростки от 13 до 19. Именно поэтому авторы американских блокбастеров о супергероях из фильма в фильм не устают напоминать, что сверхспособности требуют сверхответственности. Так вот, фильм Бекбамбетова ломает этот принцип и становится страшно…

 

Думаю все видели вирусный ролик про крушащего офис клерка, который оказался гениальной стилизацией под любительское видео и стал визитной карточкой фильма. Суть этого ролика, песни группы «Дельта» и фильма «Особо опасен» довольно прозаична. Герой фильма наглядно демонстрирует всем «игрокам», что пешка, достигшая предельной восьмой горизонтали, становится неуправляемой. Неважно, кто пытается играть тобой – начальница в офисе или синдикат убийц. И все было бы ничего, и я бы аплодировал идее «Мы сами создаем свою судьбу», показанной во втором Терминаторе, если бы не одно но… Свобода не есть вседозволенность, и свободный человек не имеет права (прежде всего этического) покушаться на свободу других. Не должен свободный человек управлять свободами других. В конце фильма Гибсон ничем не отличается от вершителя-Слоана. Его мысли о том, что теперь он свободен и он будет решать, как вести себя с начальниками-тиранами,  неверными подругами и друзьями-предателями столь же опасны, как и ненормальная толерантность и пофигизм в начале фильма. Извращенное «Опасен, зато свободен» «Дельты» кардинально отличается от истинного «Я свободен» Кипелова.

 

Конечно, смотреть фильм про «активную жизненную позицию» современным подросткам необходимо. Огромное число современных депрессивных молодежных течений, которые фактически стали для многих единственным способом бегства от реальности и которые затягивают в свои ряды все большее количество неокрепших душ, постепенно могут привести к невосполнимым потерям для социума. Но не стоит бросаться из одной крайности в другую…

 

Терапевт Бекбамбетов (и психиатр Лукьяненко) объясняют такой подход просто: «фильм и ролик – своего рода терапия, они дают возможность пережить эффект освобождения в результате просмотра, не громя офис при этом своими руками». Возможно, что на взрослого человека фильм окажет именно такое влияния, но не на подростка.

 

Уже упомянутый герой Майкла Дугласа, перешедший грань между свободой и вседозволенностью, расплачивается жизнью. Гибсон волей авторов остается жить, внушая зрителю-подростку страшную идею о необходимости решать свои проблемы любыми средствами, чтобы обрести дух свободы, хотя на самом деле он обретает лишь иллюзию. И я не буду удивлен, если рост числа самоубийств школьников, получивших двойки на ЕГЭ, сменится ростом числа убийств учителей, которые эти двойки ставят, посягая на свободу молодого поколения, вырвавшегося из рутины.

 

P.S. Сделайте и мне тюнинг «Жигулей», чтобы догонять на них скоростные экспрессы…

 

P.P.S. Пожалуйста, если вашим детям понравился в свое время «Рататуй», не водите их на этот фильм…

 

В рецензии использовалась информация с блога Тимура Бекбамбетова и сайта http://www.tkachi.org/

 

Евгений Брызгалов (Пермь)

 

Просмотр фильма стал возможен благодаря сети кинотеатров "Very Velly", кинотеатры: мультиплекс "Very Velly" и "Рубин"



Рецензии

27.11.2016 Фантастические твари и где они обитают: магия для взрослых

Когда вы в последний раз думали о волшебстве? Когда замечали чудеса вокруг себя? На большие экраны вышла новая история о волшебном мире Дж...

21.11.2016 Прибытие. Будущее в прошлом

На Землю прибыло 12 инопланетных кораблей в разные точки мира. Военные привлекают лучшего лингвиста, чтобы установить контакт с пришельцам...

02.11.2016 «Расплата». Одинокий аудитор

Тема аутизма в большом кино — далеко не редкость. Перед нами возникают великолепные мелодраматические фильмы («Человек дождя», «Я-Сэм»), ...