Трамвай
^

Открытый простор

05.05.2005
#1
Кевин Костнер - человек серьезный. Роли у него все какие-то неулыбчивые. Но это еще полбеды. Беда же в том, что он периодически ставит фильмы. И вот тут его серьезность становится просто глобальной. Это может иметь как позитивный исход ("Танцы с волками"), так и сомнительный ("Почтальон"). В фильме, на который упал наш с вами взыскательный взор, мы наблюдаем второй вариант. Это довольно тоскливый вестерн, в котором даже стреляют с неохотой, а любовные признания вызывают одно желание: поскорей бы все это кончилось!

При этом, фильм позитивен и нравится людям, уставшим от нынешних голливудских тенденций. Его даже сравнивают с глотком свежего воздуха. Отмечают уверенную актерскую игра Роберта Дювалла и Майкла Гэмбона. Прекрасные зеленые пейзажи и лошадки, опять-таки, греют душу романтиков. Я и сам немного романтик, и лошадок люблю, и совсем не против глотков свежего воздуха (да и кто против?). Все это я у Костнера тоже вижу. Почему это все у него не работает - вот загадка!

А история-то по своему потенциалу как раз неплоха. В ней есть все, что требует хороший вестерн: честь, интрига, мерзавец и любовь. Сюжет вырастает из четверки вольных ковбоев, которую возглавляет Босс Спиермен. Жизнь у этих парней, старшему из которых уже за 60 - совсем не курортная. Мы видим, как их застигает ливень на открытой территории и как им непросто. В общем, это люди героического труда. Они не любят городов, потому что горожане не любят свободных ковбоев. Но припасы и прочую провизию на открытом просторе не купишь. Поэтому Босс отправляет в близлежащий город одного из своих бойцов - Моуза. Ждать-пождать, а Моуза не видать. Командир понимает, что случилось неладное, и отправляется в город лично - в сопровождении другого подчиненного, Чарли Уэйта. В общем, выясняется, что Моузу начистили физиономию, да так, что сломали ребро. И сделано это не без наущения местного олигарха Дентона Бакстера, которому страшно не нравится, что вольные ковбои прогоняют скот через принадлежащие ему земли.

Но люди Босса Спиермена (и сам он лично) не привыкли отступать - и они решают надрать задницу Дентону Бакстеру, а заодно - местному шерифу.

Трудно не увидеть в этой истории огромный потенциал - такой, чтобы, если уж не повторить феномен "Танцев с волками", то хотя бы снять нового "Быстрого и мертвого". Костнер успешно упускает обе возможности. Он избирает для динамичного сюжета монотонный, как стук метронома, ритм. Я совсем немного знаю о том, в каком темпе текла реальная жизнь на Диком Западе. Наверняка Костнер знает об этом больше. Может быть, она именно монотонно-размеренной и была, а Костнер хотел нас в нее как бы погрузить. Но у киношного времени - свои законы. Пренебрегая ими, Костнер в итоге производит нудный, малоусвояемый продукт. Правда, высоко оцененный посетителями IMDb - наверное, они тоже лучше меня чувствуют атмосферу Дикого Запада.

Отдельная песня - история любви Чарли Уэйта и Сью Барлоу. Даму играет Аннетт Бенинг, актриса редкого обаяния, которая у Костнера становится похожей на бледную спирохету. Как я уже упоминал, нормальный вестерн без любви вряд ли обойдется. Но впихивать туда историю в духе Джейн Остин - все равно, что заставить "Скалу" Джонсона сыграть Тома Сойера: неуместно и крайне неэффективно. Ни намека на страсть нету в экранном пространстве. Персонажи Костнера любят, как и стреляют, вяло и без особой надежды на успех.
Автор: Джон Сильвер

#2
Ковбоем стать нельзя. Ковбоем нужно родиться, ведь носить широкополую шляпу, сапоги со шпорами и курить “Marlboro” - это далеко не все. Настоящих ковбоев сейчас днем с огнем не сыщешь, они навечно застыли на рекламных плакатах и лишь изредка появляются в кино - жанр вестерна переживает не лучшие времена. Последним достойным фильмом о «рыцарях прерий» был «Быстрый и мертвый» Сэма Рэйми, снятый аж в 1995 году, но даже там наблюдалась явная деградация образа - главной героиней была женщина (до этого слабому полу в вестернах всегда отводилась роль бесплатного приложения к главному герою, какому-нибудь «всаднику без имени»). Несмотря на то, что Шэрон Стоун блестяще справилась с поставленной задачей, превратив свою героиню-мстительницу практически в амазонку Дикого Запада, успешных попыток воскрешения жанра больше не предпринималась.

Тем удивительнее тот факт, что в 2003 году нашлись-таки люди, ностальгирующие по скрипу потертого седла и стоящим на перекрестках дорог в никуда салунам. Отчаянно влюбленные в историю родной страны энтузиасты взялись за вольную экранизацию романа покойного ныне Лоурэна Пейна «Люди открытого простора». Резонно предположить, что создателями фильма не могли бы стать новички, способные превратить классический вестерн в футуристическое зрелище вроде «Вампиров» Джона Карпентера или недавнего французского фарса «Бланш». За дело взялись люди, прекрасно отдававшие себе отчет в том, что второй «Великолепной семерки» им уже не сделать. Профессионалы с огромным кинематографическим стажем Кевин Костнер и Роберт Дюволл решились на съемки, несмотря на то, что в самой Америке, как ни странно, жанр «ковбойского фильма» не в чести. Костнер, лауреат премии «Оскар» за собственный режиссерский дебют «Танцы с волками», в «Открытом просторе» также занял место постановщика, участвовал в адаптации сценария и выступил в качестве продюсера картины. Конечно же, он и исполнил главную роль - побитого жизнью скотовода Чарли Уэйта, человека с темным прошлым и неопределенным будущим. Вторым слагаемым успеха ленты выступил ветеран кино Роберт Дюволл, сыгравший Босса Спирмена, старого ковбоя и единственного настоящего друга Чарли. К команде единомышленников примкнули дважды номинантка «Оскара» Аннетт Бенинг, блиставшая в «Красоте по-американски» и «Осаде», Майкл Гэмбон (его персонаж Бэкстер, держащий в страхе весь маленький городок Хармонвиль, в котором волей случая оказываются герои, противостоит Чарли и Боссу), а также Диего Луна, подающий надежды молодой мексиканский актер, закдычный друг Гаэля Гарсии Берналя, для которого съемки в костнеровской картине стали настоящим прорывом в «большое» голливудское кино. От перестановки мест слагаемых сумма, к сожалению, не меняется. «Открытый простор» - один из самых невыносимо скучных фильмов в этом году. Несмотря на все старания создателей, картина получилась беспомощной словно старик, из которого что ни шаг - песок сыпется. Возможно, дело в том, что Костнер просто не умеет снимать динамичных лент, растекаясь мыслию по древу так, что редкий зритель не заснет прежде чем поймет, что же все-таки хотел сказать режиссер (вспомните хотя бы те же «Танцы с волками» или «Почтальона», закономерно провалившегося в прокате). Возможно в том, что «Открытый простор» - полностью идентичная копия фильма, как раз и погубившего жанр вестерна. Речь идет о «Непрощенном» - эпике для тех, «кому за…», уничтожившем не только ковбойский образ Клинта Иствуда, превратив героя из легендарной трилогии Серджио Леоне в старую развалину, но и всяческую надежду на благополучное возрождение кино такого рода. Перекопировав все до одного сюжетные ходы успешной (в плане проката) картины, Костнер, сам того не понимая, забил последний гвоздь в крышку гроба своего детища. После просмотра ясно одно - жанр мертв, и вряд ли когда-нибудь воскреснет. Хотя, как знать, быть может, не все еще потеряно и “It will be back”, как сказал бы Терминатор. Мне же в ожидании сего события только и остается, что отправиться за пачкой «Marlboro» - только на ней можно в наше время увидеть настоящих ковбоев. Чего и Вам желаю. На здоровье!
Автор: Василий Докучаев

#3
Главная особенность фильма – не улыбающийся Кевин Костнер. Совсем. Ну, может, немного в самом конце и уж очень вымученно. Еще одна «новинка» – Костнер, признающийся в любви посреди огорода. Это странно, даже страшно. Мистер «Ирония», Мистер «Таинственность и утонченность», Мистер «Прозрачные говорящие глаза» канул в лету. Есть усталый, обозлившийся на весь свет старый и раздраженный Волк. Хватка у Акеллы еще крепка, да и не стар он вроде, но промахнуться уже может. Поневоле задумаешься, что с людьми делает болезненный развод…
Продолжение >


Рецензии

27.11.2016 Фантастические твари и где они обитают: магия для взрослых

Когда вы в последний раз думали о волшебстве? Когда замечали чудеса вокруг себя? На большие экраны вышла новая история о волшебном мире Дж...

21.11.2016 Прибытие. Будущее в прошлом

На Землю прибыло 12 инопланетных кораблей в разные точки мира. Военные привлекают лучшего лингвиста, чтобы установить контакт с пришельцам...

02.11.2016 «Расплата». Одинокий аудитор

Тема аутизма в большом кино — далеко не редкость. Перед нами возникают великолепные мелодраматические фильмы («Человек дождя», «Я-Сэм»), ...