^

Параграф 78. А-ля былины русския (Пермь)

28.02.2007

Хи-хи-хи… Начиталась рецензий, насмотрелась трейлеров, наслушалась чужих измышлений, и только тогда направилась в кинозал.

 

О фильме говорили за два года до премьеры. Шумихи этой было маловато для рекламы и не слишком для хорошего пиара, как то происходило, например, с «Девятой ротой». Но она была, и фильм ожидали.

 

Картинок в сети, похожих на кадры из чего-то бесподобно снятого, боевого, как минимум опиравшегося на старичка Сигала, и как максимум на всю «Матрицу» предоставлено было достаточно, чтобы сделать выводы о возможных параллелях.

 

А первые рецензии и отзывы вовсе развенчали индивидуальность и эксклюзивный авторский подход к созданию русского фантастического блокбастера. «Чисто и конкретно» русские боевики у нас есть давно. Полнометражные русские мульты смотрит на DVD  моя дочь и наслаждается. «Дозоры» были. Первое славянское фэнтези выпустили. Первый фильм ужасов – тоже. Даже второй фильм ужасов – «Мертвые дочери», хотя для создателей он первый истинно русский, – был. Что осталось? Правильно, фантастика. По синопсису, на «Чужих» замахнулись, на экранизации классических компьютерных игр. Задумали научную фантастику разыграть в русских реалиях. Получилось ли, пусть судят зрители.

 

Жаль, что создатели использовали псевдогениальный маркетинговый ход с разделением одного супер-мега-хита на два, но не супер, и не мега… Получился не затягивающий и ступенчато напористый экшн, а поделенный зачем-то на две серии боевичок с личным и государственным в фантастической окантовке. Никак это не Kill Bill, как хотел продюсер Юсуп Бахшиев, и тем более другие сиквелы, оправданные или не оправданные. Это как посмотреть «Lost» по телевизору до конца первого сезона и ждать с нетерпением второго аж целый год, чтоб потом разочароваться. Зачем называть фильм «Параграф 78», если об этом самом параграфе в фильме нет даже слова? Назвали бы «Гудвин, Скиф и Лиса».

 

Сюжет всего фильма (а не первой части) хороший, американский. Для фильма такого жанра хоть и не находка, но беспроигрышный вариант. Недалекое будущее. Секретная лаборатория под землей подает сигналы бедствия. Команда специального назначения, целостность которой когда-то дала трещину, воссоединяется, чтобы спасти мир, а заодно и решить проблемы внутри группы, где каждый должен познать в первую очередь себя.

 

Вроде как в основе новелла сценариста Ивана Охлобыстина, написанная еще в студенчестве. Но найти рассказ не удалось. Вернуться к первоисточнику хочется не для того, чтобы прочитать последнюю страничку, а для того, чтобы поверить создателям. Якобы «Обитель зла» и «Doom» были до… и весь мир произошел от русских. На нет и суда нет. Те отрывки, которые опубликованы на сайте «Параграфа» интригуют, чтобы зрителю был смысл досмотреть фильм до конца. Но текста Охлобыстина там не нашлось.

 

На экран вышла пусть пока и не полностью неплохая сказка в духе народном. В лучших русских традициях и в то же время по моде озападненная, чтоб не отбиваться от мировой киноиндустрии.

 

Восемь персонажей вырисованы с помощью новаторской режиссуры и операторской работы вполне нормально. Гудвин-Куценко – «великий и ужасный». Никому еще не удавалось переплюнуть его в умении работать на экране. Скиф – Вдовиченков во плоти, мечта девчонок, романтичный и строгий. За ними чувствуется сила, талант.

 

Эпатажный Фестиваль, угрюмый Люба, понтоватый Спам, странный доктор, молчаливый Пай, - все они как настоящие живые люди, а не экранные типажи.

 

Актеры прекрасные, смотреть на них, следить за их речью – одно удовольствие, потому как они истинно русские персонажи, в меру крутые, в меру чувствительные. Этакие Добрыни Никитичи и Ильи Муромцы. И, как полагается, одна красавица Забава-Слава Путятишна.

 

Сланевскую-актрису обругали, конечно, жестоко и сильно.  Но, чтобы не говорили, она вписывается. Где в российском кинематографе найдешь актрису на такую роль? В «Охоте на Пиранью» что ли? Или в «Турецком гамбите»? Или снова снимать Жанну Фриске, которой где только нет? Пожалуй, Сланевская и шикарней, и моложе, и изюминка в ней есть, и личность. И раскрутки поменьше. А в кадре она – госпожа и владычица, только декламации поучиться и естественности.

 

Правда, лишка сцен с разборками в любовном треугольнике Гудвин - Скиф - Лиса, и не выдержанные как-то они – эти сцены и разговоры, не в одном ключе. Как во всех новых российских кинолентах не хватает единства, целостности в том или ином персонаже, сюжете, жанре, финале. Но это чисто по-русски. Такова наша многогранная душа.

 

И до классической сказочки все же не дотянули создатели. Семь русских богатырей и одна русская красавица противостоят в фильме не какому-нибудь там Змею-Горынычу а-ля Чужому о семи головах или Соловью-Разбойнику а-ля агенту Смиту, а, как верно подметил мой любимый, коммунальной разрухе. На сверхсекретной базе плохо экипированные спецназовцы то и дело сталкиваются с бытовыми проблемами: отваливаются трубы, заржавели двери, отслаивается штукатурка, отовсюду валит пар… И кроме очумевшего лаборанта ни одного чудика. Понятное дело, по задумке главные монстры - в нас самих, и сюжет второй серии фильма будет именно об этом. Но не все зрители начитались рецензий, наслушались интервью перед походом в кино.

 

Как бы ни говорили сами создатели «Параграфа», не получилось у них двух полнометражных частей. Хоть убей. Но так как они не перестали считать иначе, пишу о первой серии в отдельности от последующей. Тем более, что в «Пункте втором», если поверить синопсису, как раз будет самое интересное, и Вдовиченков поколотит Куценко или Куценко Вдовиченкова. Лишь ради этого стоит взглянуть. И написать, конечно.

 

Мария Калинина (Пермь)

 

Просмотр фильма стал возможен благодаря Кинотеатру "Киномакс"



Рецензии

27.11.2016 Фантастические твари и где они обитают: магия для взрослых

Когда вы в последний раз думали о волшебстве? Когда замечали чудеса вокруг себя? На большие экраны вышла новая история о волшебном мире Дж...

21.11.2016 Прибытие. Будущее в прошлом

На Землю прибыло 12 инопланетных кораблей в разные точки мира. Военные привлекают лучшего лингвиста, чтобы установить контакт с пришельцам...

02.11.2016 «Расплата». Одинокий аудитор

Тема аутизма в большом кино — далеко не редкость. Перед нами возникают великолепные мелодраматические фильмы («Человек дождя», «Я-Сэм»), ...