Трамвай
^

Парфюмер или чем пахнут ремесла (Пермь)

18.09.2006

Чем пахнут кинотеатры? Обычно поп-корном, немножко - пылью, разносимой легким дыханием кондиционеров, а по вечерам они пахнут пивным выхлопом дяденек, которые пришли, чтобы приобщиться к искусству движущихся картинок, и духами их спутниц. А вот с приходом на экраны ожидаемого «Парфюмера» в кинотеатре пахнет…ммм…пачули с древесной ноткой, апельсиновым цветом и лемонграсом (так вроде, кажется?), в общем, пахнет каким-то освежителем для воздуха. Что ж, главный недостаток фильма, по мнению наших родных прокатчиков – это то, что он не пахнет. Этот недостаток кто-то шустрый быстро решил исправить.

А фильм на самом деле и не должен пахнуть, ведь он – про непахнущего человека…

Жан-Батист Гренуй появился на свет в самом сердце вонючести – под прилавком на рыбном рынке в Париже. Жутче места не сыскать. И тут же смерть стала следовать за ним по пятам: раз ему удалось выжить – пусть погибают другие, погибают уличной глупой смертью. Мамашу Гренуя повесили за детоубийство, хозяйку приюта сразу же после продажи мальчика кожевникам тихо прирезали за 7 франков, а ставший знаменитым и счастливым парфюмер, учитель Гренуя, познал иронию судьбы в виде провалившегося моста. Жан-Батист, человечек со странной походкой, практически не умеющий говорить, познав свою непохожесть и исключительность, решил завоевать мир, захотел обрести душу, ибо самый главный запах – это душа человека (так гласила древняя  легенда)… Что с Парфюмером стало потом – всем известно.

Гренуй – счастливчик, избранный, наделенный удивительным талантом, и…он ангел. Посмотрите в его глаза (вернее в глаза Бена Бишоу, который и сыграл Жана-Батиста) – это не хладнокровный убийца, это виртуоз добывания запаха, увековечивания души – и он невинен, как дитя, ведь он совершенно не понимает, что наносит обществу непоправимый вред. Он словно хочет сказать: «Да, я такой, и горжусь этим». Малоизвестного актера Бишоу невозможно ни в чем упрекнуть. Сыграть практически без слов – действительно талант. С трудом представляется на его месте кто-нибудь, вроде Киану Ривза или Орландо Блума. Между прочим, Блум действительно пробовался на эту роль. Теперь это звучит почти как анекдот. Истощенный, но живучий, прекрасный, но беспощадный, обладающий властью, но глубоко несчастный – Жан-Батист Гренуй, парфюмер, убийца. Он был – и его не стало. Он прогремел виртуозными убийствами,  затем замечательно воплощенной на экране оргией перед эшафотом и затих там же, где и родился – на рыбном рынке, разорванный обожающей его толпой.

Замечательная история, по-немецки мрачная и холодная, как пол в готическом храме. Она, со вкусом рассказанная Зюскиндом, нашла достойное воплощение в ленте Тома Тыквера, который по-настоящему смакует материал немецкого писателя во всех его подробностях, заставляющих моих соседок по креслам в кинозале морщиться, прятать лицо в ладошки и фыркать «гааадость!»… А без этого виртуозного тыкверовского воплощения, мы бы не познали истинный запах. Если фильм не может пахнуть, то он покажет нам что-то другое, что заставит нас потянуть ноздрями за каким-то неуловимым движением воздуха. Люди, которые усиленно окуривали зрительный зал ароматическими палочками, могли бы и не стараться. За них все сделал режиссер.

Фильм можно называть атмосферным. После его просмотра и не грустно, и не смешно. И когда спрашивают «о чем фильм?», не знаешь, как человеку объяснить. Слова вертятся на языке, как у косноязычного Гренуя, который не знал поначалу, как сказать  «пачули».

Фильм Тыквера стоит посмотреть, книгу Зюскинда стоит прочитать. А потом посмотрите на флакончик своих любимых духов или туалетной воды…и улыбнитесь!

 

Евгения Харузина_Orange



Рецензии

27.11.2016 Фантастические твари и где они обитают: магия для взрослых

Когда вы в последний раз думали о волшебстве? Когда замечали чудеса вокруг себя? На большие экраны вышла новая история о волшебном мире Дж...

21.11.2016 Прибытие. Будущее в прошлом

На Землю прибыло 12 инопланетных кораблей в разные точки мира. Военные привлекают лучшего лингвиста, чтобы установить контакт с пришельцам...

02.11.2016 «Расплата». Одинокий аудитор

Тема аутизма в большом кино — далеко не редкость. Перед нами возникают великолепные мелодраматические фильмы («Человек дождя», «Я-Сэм»), ...