^

"Патлабор 2", рецензия #1

07.09.2005

© Фёдор Мастихин, 2005.03.18

Сколько бы не давили компьютерную графику, в умелых руках она всё-таки очень сильно облагораживает изображение, делает его более чистым (это справедливо и в отношении гор мусора, которые, впрочем, в анимации практически не встречаются) и презентабельным. Многим не нравится некоторая «глянцевость», которая возникает сразу же, стоит только немного увлечься, но и у традиционного подхода есть оборотная сторона, особенно сильно проявляющаяся в условиях недостаточного финансирования (а оно, чего уж там, вообще никогда не бывает достаточным): всё начинает выглядеть дёшево. Именно поэтому аниме восьмидесятых и более ранних годов смотрится гораздо дешевле новейших, хотя действительно существенного увеличения финансирования не наблюдается (а в начале девяностых вообще имел место некоторый спад). Иногда я задумываюсь, как выглядел бы «Хеллсинг», будь он снят году в восемьдесят пятом. Жутко бы, наверное, выглядел. Впрочем, речь не о нём.

Жанр, в котором работает Осии Мамору, можно назвать «самый красивый мультфильм всех времён». Кроме того, все его фильмы обладают довольно странными названиями: «Даллас», «Призрак в доспехе», «Дзин Ро» (режиссёр там формально другой, но всё же это стопроцентно его фильм). Лидирует в этом отношении, безусловно, конгломерат различных продуктов под общим и довольно диким названием «Патлабор». Рассматриваемый объект носит название «Патлабор II» и является вторым полнометражным фильмом в серии (до этого был OVA-сериал и, не поверите, первый полнометражный фильм). Впрочем, несмотря на номер, практически никакой связи с предыдущими сериями он не имеет. С ними следует ознакомиться хотя бы для того, чтобы знать, откуда взялись все эти персонажи, но… если этого не знать — ничего не изменится, и дело тут вот в чём.

Сюжет… не сказать что сложен, хотя некоторыми вывертами наделён. Напротив, по-своему он весьма незамысловат: нет толпы персонажей, отношения которых запутаны настолько, что порой кажется, что разобраться во всём этом невозможно в принципе. Есть некий конфликт с участием всего нескольких человек, прочие же герои — люди совершенно посторонние, втянутые в происходящее скорее «по долгу службы» (работа у них такая, что поделать), чем из соображений беспокойства о будущем страны и высокой морали: в этом отношении чрезвычайно показателен главный герой, который с одинаково отсутствующим выражением лица заваривает чай и арестовывает сообщника главного злодея. Оный злодей, кстати, тоже не слишком эмоционален и похож скорее на уставшего университетского профессора, чем на опасного и ужасного врага народа. Такого ненавидеть при всём желании не получится, да и за что его ненавидеть? В принципе, и он во многом был прав…

Вышеозначенная драма разворачивается неспешно, даже более неспешно, чем обычно принято у Осии. Параллельно с ней почти постоянно что-то происходит: ездят танки, вертолёты расстреливают ангар с роботами, военные созерцают экраны своих компьютеров… но всё это существует как будто само по себе и не является фоном основного сюжета (даром что имеет непосредственное к нему отношение). Не являются им и удивительно красивые, как будто подёрнутые дымкой, виды городских улиц и заброшенных промышленных зон. Они не могут быть «фоном» потому, что этим словом принято обозначать нечто, оттеняющее главное, и по отношению к нему не столь значительное. Здесь же скорее сюжет является фоном индустриальных пейзажей. Он не обязателен, он не требует понимания, его можно просто игнорировать, закрыть на него глаза. Но только на него — просто закрыть глаза нельзя.

Красота «Патлабора» поражает даже сейчас, через двенадцать лет после его появления — а все мы знаем, как быстро устаревают технологии, особенно компьютерные. Но там, где компьютер используется, он используется почти идеально: световые блики на металле и пластике, невозможные при традиционной технологии, здесь — обычное дело. Да, в девяносто третьем году стало понятно, что «Акира» уже давно не Мистер Техническое Совершенство, а так, как Production I.G (в те далёкие времена — Tatsunoko), в Японии (да что там — в мире) не рисует никто. И дело тут даже не в каком-то совершенстве, тем более, что без недочётов всё же не обошлось, а всего через два года появился «Призрак в доспехах», установивший новый стандарт качества на годы вперёд. Дело в непередаваемой словами атмосфере, исходящей от этих картин, подчёркнутой божественной музыкой. Бывает так, когда не хочется вникать в тонкости сюжета, а просто сидеть и смотреть. Это как раз тот случай.

«Патлабор II» — один из лучших фильмов, которые я когда-либо видел. Действительно серьёзная проблема в нём, на мой взгляд, всего одна — уж очень не нравятся роботы. К счастью, они появляются редко, да и обойтись без них всё равно не получилось бы. Название обязывает, к тому же в аниме режиссёр, не снявший ни одного фильма про роботов — не режиссёр вовсе.



Рецензии

27.11.2016 Фантастические твари и где они обитают: магия для взрослых

Когда вы в последний раз думали о волшебстве? Когда замечали чудеса вокруг себя? На большие экраны вышла новая история о волшебном мире Дж...

21.11.2016 Прибытие. Будущее в прошлом

На Землю прибыло 12 инопланетных кораблей в разные точки мира. Военные привлекают лучшего лингвиста, чтобы установить контакт с пришельцам...

02.11.2016 «Расплата». Одинокий аудитор

Тема аутизма в большом кино — далеко не редкость. Перед нами возникают великолепные мелодраматические фильмы («Человек дождя», «Я-Сэм»), ...