Трамвай
^

Последнее изгнание дьявола. Верю — не верю

23.09.2010

А ведь отличный жанр – псевдодокументальное кино. Тот случай, когда стилизации уместны, главное правильно их применить. Жанр ещё новый для кино, потому каждый фильм находит свою аудиторию.

 

Началось всё, конечно, с “Ведьмы из Блэр”, а уж дальше были “Монстро”, “Район №9” и прочее. Секрет в том, что зритель видит чистый и неподдельный страх, а не наигранный и приевшийся.

 

Фильм долго набирает обороты, знакомит с главными персонажами. И ты сидишь, зная из листовки, что продолжительность фильма – 86 минут, а прошло уже минут 20 – и вопрошаешь – а где страх? Где то, ради чего я пришёл? Успокойся, зритель. Хватит ещё тебе страха. И это долгое вступление как раз необходимо, чтобы тебя успокоить, показать простую жизнь, не жизнь фильма ужасов. Жизнь простого человека, который и в бога-то не верит, просто живёт ради собственного внутреннего шоу.

 

С первых минут, кстати, бросается в уши речь героев – уж настолько она правдоподобна и не театральна, что Станиславский бы позавидовал. Актёры играют не героев, а людей. Людей, которые могут себе позволить проглатывать окончания слов и робеть на крупных планах. Говорят, что актёры считают самым сложным играть роли актёров – нужно быть актёром вдвойне, даже в квадрате. Тут ситуация диаметрально противоположна, но я не сказал бы, что актёрам от этого проще. В общем, актёры молодцы. И создатели русской озвучки тоже.

 

А потом начинается собственно заявленный в той же листовке ужастик. Притом не сказать, что особо кровавый или мерзкий, как это было принято раньше. А именно трепещущий. И ты испытываешь эмоцию, ради которой пришёл – тебе страшно. Не мерзко, не фу, а именно страшно. Псевдолюбительская камера, конечно, тоже катализирует твоё ощущение.

 

А ещё хочется похвалить фильм за его интересность. Он и правда интересный. Словно дьявол вселился в сценариста и сел к нему на перо. Точнее, на клавиатуру. Повороты сюжета, что радует, нестандартны. Обычно можно заранее сказать, как будет развиваться фильм – сцены знакомства, сцена шумного веселья, первое убийство, второе, третье, нарастающий страх, оставшийся минимум персонажей, финальная сцена, сцена “Уф, отлегло”, последний кадр, намекающий на возвращение. В данном случае – забудьте эти шаблоны.

 

Фильм обещал нам, что мы поверим в дьявола. Скажу я вам, это работает. Притом именно на контрасте с неверующим и разочаровавшимся в религии главным персонажем, который вдруг понимает, что, оказывается, Бог и дьявол есть, а он-то, священник, этого не знал. И все сцены фильма и зарождают в нас сомнение, но наша уверенность в отсутствии дьявола, хоть и гнётся, но держится. Финальная же сцена нашу уверенность ломает – и вот тут становится правда страшно. А ведь ещё идти до дома, поздно вечером – а вдруг кто выпрыгнет.

 

Финал вообще оставляет больше вопросов, чем ответов – не скажешь, что фильм закончился как-то очевидно и однозначно. А это и верно – ведь если ты идёшь после фильма домой с ощущением страха, если ты идешь и обсуждаешь фильм, и делишься эмоциями – не это ли главный критерий того, что фильм достиг своей цели.

 

Василий Сабиров

 

Просмотр фильма стал возможен благодаря сети кинотеатров «VERY VELLY», кинотеатры: суперкинотеатр «Кристалл-IMAX», мультиплекс «VERY VELLY» в ТРК «Колизей-Cinema» и кинотеатр «Рубин»



Рецензии

27.11.2016 Фантастические твари и где они обитают: магия для взрослых

Когда вы в последний раз думали о волшебстве? Когда замечали чудеса вокруг себя? На большие экраны вышла новая история о волшебном мире Дж...

21.11.2016 Прибытие. Будущее в прошлом

На Землю прибыло 12 инопланетных кораблей в разные точки мира. Военные привлекают лучшего лингвиста, чтобы установить контакт с пришельцам...

02.11.2016 «Расплата». Одинокий аудитор

Тема аутизма в большом кино — далеко не редкость. Перед нами возникают великолепные мелодраматические фильмы («Человек дождя», «Я-Сэм»), ...