Трамвай
^

Последний самурай

05.05.2005 Первым моим желанием после просмотра фильма было - поднять источники и посмотреть, а происходило ли на самом деле что-то подобное тому, о чем нам показывают в фильме. Ну, хоть приблизительно. Исследования меня увлекли, и незаметно на них ушло часа два с половиной. Знаете, "революция Мэйдзи" (период, когда Япония вышла из изоляции и повернулась лицом к Западу) - интереснейшее время. Оно и само по себе любопытно, но еще более удивительно своими последствиями. Ведь это американцы заставили империю Восходящего Солнца стать цивилизованной страной - и, заметьте, заставили-то, чтобы потом с ней насмерть воевать. Американцы, оказывается, и тогда уже не могли просчитывать последствия своей политики... В ходе поиска мне попалась масса всяких Кацумото. Эта фамилия у них - что-то типа российских Долгоруких: фигурирует на протяжении многих столетий. Тот отметился на дипломатическом поприще, этот - в государственном строительстве, а еще один - в военном деле. И так далее. И все служили императорам. Но вот никакого упоминания о последнем Кацумото, который, наоборот, против императора бунтовал - нету! Не обнаружил я также истории американского солдата, взятого в плен самураями и перевоспитанного ими согласно комплексу "бусидо". Так что, боюсь, сюжет "Последнего самурая" - все-таки выдуманный.

Впрочем, это так - для завязки разговора. Теперь - по делу.

Главного героя фильма зовут Ник Олгрен. Он прошел через бойню гражданской войны Севера и Юга, затем громил мирные индейские поселения, от чего у него в мозгах образовался небольшой сквознячок. Теперь ему то и дело мерещатся кровавые девочки, погибшие от его пуль. Спасение от подобных видений одно - бутылочка-другая старого доброго "Джонни Уокера". Но это - лекарство временное. А вообще, как говорят, лечит время и перемена обстановки. Со временем у Олгрена все не получалось, а вот обстановку переменить удалось, причем радикально. За 500 долларов в месяц его подрядили натаскивать японскую армию, которую император (а точнее - его министры) возжелали перестроить на американский лад. Он приезжает, начинает муштровать это необученное стадо в остроконечных шапках. Проходят дни и недели, Олгрен добивается кое-каких успехов, но тут, когда процесс еще в самом разгаре, получает приказ выдвинуться с этим игрушечным войском навстречу взбунтовавшимся самураям под руководством некоего Кацумото. Исход нетрудно предугадать: воинство Олгрена разбивают наголову, а сам он попадает в плен. Зачем его оставляют в живых? Кацумото надеется на его примере изучить потенциального врага. Собирается ли Кацумото воевать с американцами? Видимо, да.

Между нами говоря, Кацумото в исполнении Кена Ватанабе - самый выпуклый, самый притягательный персонаж фильма. Он имеет “харизму”, в отличие от Тома Круза, которому это просто не дано. Круз потратил два года на то, чтобы изучить японский язык и культуру, чтобы научиться драться на мечах. Успехи потрясающие. Но вот нарастить “харизму” невозможно за два года. И даже за десять лет. Ватанабе с ней, должно быть, родился, поэтому Кацумото у него вышел фигурой монументальной, от которой просто захватывает дух. Олгрен по сравнению с ним - мальчик в розовых штанишках. Впрочем, есть ситуации, в которых он тоже смотрится очень круто. В эти моменты, глядя на Олгрена, хочется встряхнуться, начать делать зарядку и найти, наконец, свой путь в этом идиотском мире. Олгрен - безусловно, герой. Поэтому Тому Крузу такую роль доверять было крайне рискованно.

Впрочем, Круза тоже не за что особенно критиковать. В роли Олгрена он вполне правдоподобен и даже уместен. Вспоминается “Рожденный 4-го июля”, где Крузу также пришлось сыграть деградировавшего солдата. Конечно, фильм Оливера Стоуна намного жестче и правдивее, но общие тенденции все же ощущаются. Круз честно отрабатывает свои деньги, и выглядел бы еще лучше, если бы ему дали достойно завершить этот сюжет. К сожалению, Эдвард Цвик с автором сюжета Джоном Логаном рассудили иначе. Они избрали концовку, которая вызывает легкую изжогу - как если бы вы в одиночку слопали банку сгущенки.

Между тем, фильм красив, драматичен и эпичен, содержит немало классных сцен (потрясающе снята, например, финальная битва - просто потрясающе!) и моментов, по-настоящему хватающих за душу. И подумать есть над чем. Вообще, фильм скорее хорош, чем плох - но плох он тем, что неправдоподобен, хотя яростно претендует на историчность. И даже если восстание Кацумото и история Ника Олгрена действительно имели место (буду рад, если мне кто-то об этом расскажет) - все-таки я практически уверен, что исход у этой реальной коллизии был совершенно иным, нежели это получается по Логану/Цвику. Ведь японцы эпохи “революции Мэйдзи” понятия не имели о “голливудском стандарте” и потому не знали, какими соплями положено завершать исторические сюжеты. У них все было проще - и в то же время, красивее и достойнее.
Автор: Джон Сильвер


Рецензии

27.11.2016 Фантастические твари и где они обитают: магия для взрослых

Когда вы в последний раз думали о волшебстве? Когда замечали чудеса вокруг себя? На большие экраны вышла новая история о волшебном мире Дж...

21.11.2016 Прибытие. Будущее в прошлом

На Землю прибыло 12 инопланетных кораблей в разные точки мира. Военные привлекают лучшего лингвиста, чтобы установить контакт с пришельцам...

02.11.2016 «Расплата». Одинокий аудитор

Тема аутизма в большом кино — далеко не редкость. Перед нами возникают великолепные мелодраматические фильмы («Человек дождя», «Я-Сэм»), ...