Трамвай
^

Социальная сеть. Мильярд терзаний

29.11.2010

Мир уже давно стоял на пороге перед то ли пропастью, то ли дверью, за которой начинается Мир 2.0. И, стоя на краю, Дэвид Финчер сделал шаг вперёд. Снял фильм, который поставил окончательный диагноз современности.

 

Спорить о правдоподобности фильма бессмысленно, нам-то с вами откуда знать, так было или не так. Мы лишь можем воспринимать рассказанную здесь историю как ситуацию, которая вполне могла возникнуть с реальными персонажами, рассказанная реальным (уже в другом смысле) режиссером, привыкшим снимать реальное кино. Реальное в смысле крутое. Кино про крутых парней – это стезя не только Финчера, но и, например, Гая Ричи, Тарантино, МакДонаха и даже Сталлоне. Просто каждый видит в этой нише что-то своё и, соответственно, каждый снимает по-своему. В частности, Финчер предпочитает не смаковать крутость и не ловить её на гребне волны, а неторопливо размышлять над её философией, приводя яркие и сочные примеры в своих традиционных приглушенных тонах. Под фильмы Финчера как нельзя кстати подходит музыка Radiohead, такая же неторопливая, философская, отчаянная и печальная. И словно в подтверждение в трейлере мы с вами слышим песню Creep в исполнении церковного хора.

 

Наш герой, Марк Цукерберг, привыкший к роли забитого ботаника, именно персонаж Radiohead, самый что ни есть creep, или, в переложении на классический русский лад, маленький человек. К слову, роста и правда невеликого, по сравнению с близнецами-гребцами похож на хоббита между двумя эльфами. И, хвала небесам, на эту роль, пусть и не сразу, но всё же взяли человека, который справился с ней идеально, поскольку для неё и был создан – Джесси Айзенберга. Айзенберг играет Цукерберга, и тётя Сара здесь не при чём. Человек с неповторимым удивлённым взглядом недоумка, пусть даже и очень умного (так бывает). Человек, который, как мы знаем, если смотрели “Добро пожаловать в Зомбилэнд”, может весь фильм находиться за чьей-то спиной, а потом выйти и всех убить.

 

Что было дальше, вы и так знаете, а если нет, то не мне вам это рассказывать. Но скажу так – создав Facebook, этот хоббит перевернул мир. Взяв (или украв?) идею, лежавшую на поверхности, изменил человечество. И теперь пытается изменить себя. Не правда ли, есть в этом что-то от русской литературы XIX века? Из параллелей – “Мильон терзаний” и любая из страниц Достоевского. И Финчеру надо отдать должное, он позволяет нам прочувствовать все эти терзания. Притом так тонко, и изящно, и многолико – с одного взгляда кажется, что терзаем каждый персонаж, кроме, пожалуй, самого Цукерберга. С другого – с точностью до наоборот. Вот и поди в кино да разберись. Как и в случае “Бойцовского клуба”, за сюжетом фильма стоит большой слой философских размышлений, потому у фильма и такое долгое и мощное послевкусие.

 

А я ещё и боялся, не упадёт ли этот фильм в море очевидности, не превратится ли в экранизацию книги из серии “Как стать миллионером за ограниченное время”. Что уж там, боялся зря. Страшно лишь одно – как изменился взгляд Цукерберга-Айзенберга за два часа фильма. И даже не факт – изменился ли. Но если в начале мы видели в приоткрытых глазах удивление и чудаковатость, то в конце – хладнокровие, расчёт и миллиардерский скептицизм.

 

И прибавьте ко всему этому слоёному пирогу ещё один слой – музыку Трента Резнора, жёсткую, но мелодичную, бьющую по ушам мощным ритмом, подстраивающую ваше сердце под себя. И несмотря на то, что в фильме нет ни одного выстрела или даже драки, а лишь строки программного кода, акционерные общества, сервера и миллионы долларов, вы не оторвётесь. Куда ни глянь, фильм нарушает законы физики – преодолевает огромные расстояния, оставаясь на месте. Как и Марк Цукерберг, он выведет вас из себя, а сам останется вещью-в-себе.

 

Василий Сабиров

 

Просмотр фильма стал возможен благодаря сети кинотеатров «VERY VELLY», кинотеатры: суперкинотеатр «Кристалл-IMAX», мультиплекс «VERY VELLY» в ТРК «Колизей-Cinema» и кинотеатр «Рубин»



Рецензии

27.11.2016 Фантастические твари и где они обитают: магия для взрослых

Когда вы в последний раз думали о волшебстве? Когда замечали чудеса вокруг себя? На большие экраны вышла новая история о волшебном мире Дж...

21.11.2016 Прибытие. Будущее в прошлом

На Землю прибыло 12 инопланетных кораблей в разные точки мира. Военные привлекают лучшего лингвиста, чтобы установить контакт с пришельцам...

02.11.2016 «Расплата». Одинокий аудитор

Тема аутизма в большом кино — далеко не редкость. Перед нами возникают великолепные мелодраматические фильмы («Человек дождя», «Я-Сэм»), ...