^

Социальная сеть. О людях, покоривших мир

17.11.2010

Осенью 2003 года гарвардский студент Марк Цукерберг (Джесси Айзенберг) сидел за столиком в баре с подружкой Эрикой Олбрайт (Руни Мара, будущая Лисбет Саландер в следующем фильме режиссёра Финчера) и говорил, чего хочет от жизни. Пара неосторожных слов — и девушка уже бросает его, назвав одним нехорошим словом. Вернувшись в кампус и достав из холодильника бутылочку пива, Марк строчит в ЖЖ о том, какая же Эрика дрянь, а потом взламывает гарвардские базы, чтобы провести конкурс на звание самой горячей студентки. Через несколько лет, изобретя крупнейшую социальную сеть в мире и став самым молодым в мире миллиардером, Марк всё ещё пытается выяснить цену дружбы и человеческих отношений, имея полмиллиарда виртуальных друзей и ни одного настоящего.

 

Режиссёр Дэвид Финчер («Игра», «Бойцовский клуб»), признанный специалист в жанре остросюжетных фильмов с глубоким подтекстом, который уже после дебюта — фильма «Семь» — криминальной драмы с Брэдом Питтом, Морганом Фриманом и отрубленной головой Гвинет Пэлтроу — стал культовым — один из тех режиссёров, от нового фильма которого ждёшь не просто заурядного фильма на один вечерок, а ни много не мало шедевра. Во всяком случае, и в этот раз он не подвёл (97% положительных рецензий американских кинокритиков тому подтверждение). Взяв за основу документальную книгу 2007 года за авторством Бена Мезрича «Миллиардеры поневоле» (рассказывающую о том, как Цукерберг похитил идею Фэйсбука, кинул лучшего и единственного друга на деньги и решил оставить его ни с чем, став самым молодым миллиардером на планете), Финчер, с одной стороны, очень внимательно переносит её на экран (книжка, сама по себе, кстати, довольно вялая), с другой же избегает категоричных выводов о том, какой же плохой человек Цукерберг, в финале представляя его героем трагическим. Напротив, он отстраняется и соглашается, в сущности, лишь с одним: нельзя завести 500 миллионов друзей, не нажив ни одного врага. Ведь даже создав самую популярную социальную сеть, Цукерберг так и не смог стать в ней своим.

 

Фильм, вообще-то являясь обычной историей об американском успехе, пытается ответить на вопрос: как человек абсолютно асоциальный создал главную социальную сеть мира? На протяжении фильма, во многом благодаря искусно перепутанному монтажу, герой предстаёт то талантом-самородком, добившимся всего благодаря своему таланту, то гением бизнеса, привлекающим правильных людей к своему делу, то гадом-слизняком, без видимых на то причин предающего друга, то несчастным и одиноким. Многие сидят в нём «Гражданина Кейна» 21 века — такого же одинокого, богатого, покинутого всеми дельца, к финалу превращающегося из абсолютно несимпатичного человека, к которому на протяжении всего фильма не испытываешь положительных чувств, в какую-то титаническую фигуру шекспировского калибра и шекспировской же трагичности.

 

Причём нелегко понять, что это за жанр такой — Финчер смешивает и биографическую драму, и судебный триллер, и комедию, но, с другой стороны, это не первое, не второе и не третье. Кино простое, как сама жизнь, но такого воздействия, что сложно представить, что настолько сильно могут затянуть два часа простых, по сути, разговоров.

 

Трудно сказать, что в этой картине есть хотя бы один персонаж, к которому можно было бы испытывать хоть каплю симпатии. Разве что герой Эндрю Гарфилда, которого и предаёт Цукерберг. Но это опять же не главное, потому что события развиваются со скоростью, которая не снилась режиссерам фильмов про роботов и супергероев. Чего точно нельзя заранее ожидать от драмы, так это такого темпа. Финчер задает его с первой минуты и ни на минуту не снижает. Кино-скороговорка. Но при этом у рассказчика четкая дикция; слышно и понятно каждое слово.

 

Скажите, кто-нибудь знал, что Джастин Тимберлейк умеет играть? Так вот, здесь он не просто играет, а блещет, составляя достойную конкуренцию молодым, но уже состоявшимся Джесси Айзенбергу («Добро пожаловать в Зомбиленд») и Эндрю Гарфилду («Воображариум доктора Парнасса», также будущий Человек-паук). Для меня актёрские работы наряду со сценарием Аарона Соркина и режиссурой Финчера являются одним из первопричин такого потрясающего результата.

 

В конечном счёте, «Социальная сеть» — блистательная история о людях покоривших мир, не выходя из дома. Но выйти, чтобы посмотреть «Социальную сеть» и удостовериться, что это кино достойно нескольких оскаровских статуэток, просто необходимо.

 

Тимофей Становой

 

Просмотр фильма стал возможен благодаря сети кинотеатров «VERY VELLY», кинотеатры: суперкинотеатр «Кристалл-IMAX», мультиплекс «VERY VELLY» в ТРК «Колизей-Cinema» и кинотеатр «Рубин»



Рецензии

27.11.2016 Фантастические твари и где они обитают: магия для взрослых

Когда вы в последний раз думали о волшебстве? Когда замечали чудеса вокруг себя? На большие экраны вышла новая история о волшебном мире Дж...

21.11.2016 Прибытие. Будущее в прошлом

На Землю прибыло 12 инопланетных кораблей в разные точки мира. Военные привлекают лучшего лингвиста, чтобы установить контакт с пришельцам...

02.11.2016 «Расплата». Одинокий аудитор

Тема аутизма в большом кино — далеко не редкость. Перед нами возникают великолепные мелодраматические фильмы («Человек дождя», «Я-Сэм»), ...