Трамвай
^

Страсти Христовы

05.05.2005 После такого фильма немудрено возненавидеть весь род людской. Не евреев по отдельности - а всех, скопом. Не знаю, почему на Гибсона так накинулись с обвинениями в антисемитизме (точнее, знаю, но говорить не стану). В его фильме наиболее симпатичные персонажи как раз к евреям принадлежат. А наиболее отвратительные типажи – наоборот, римляне. Однако парадокс в чем? Ведь на Голгофу-то Христа послали не римляне, не Понтий Пилат - а евреи, первосвященник Каифа со своей компанией. Их-то Гибсон показал без прикрас, им-то он и ставит в виду гибель Сына Человеческого. А римляне просто умывали руки и выполняли приказ. При этом, конечно, избивали Христа с неописуемым садизмом. Однако и среди них нашлись состарадательные люди - центурион, остановивший избиение осужденного Мессии на улицах Ершалаима, либо тот хрестоматийный легионер, который подал Распятому на копье губку, смоченную в воде. Или в вине – могу ошибаться, в Евангелии не силен.

К чему это я? К тому, что воспринимать "Страсти" как пропагандистский фильм - это полный идиотизм. Мне по-настоящему жаль тех людей, которые увидели у Гибсона нападки на кого бы то ни было - или на что бы то ни было. Как по мне, так метод Гибсона кристально прост и чист: он сделал все, чтобы не отступить от правды. Но, конечно, правда, как обычно, кому-то колет глаза. И колет тем болезненнее, что фильм сделан на потрясающем профессиональном уровне. Вот в этом и проблема критиков, которые на видят главной правды фильма - а она в том, что хороших людей всегда и везде неизмеримо меньше, чем плохих. И среди евреев, и среди прочих.

Но тем они и ценны.

О сюжете говорить глупо. Думаю, всем известно, что речь идет о последних 10 часах из жизни Христа. Начинается все со сцены в Гефсиманском саду, где Христос (уже знающий, что его предали) предчувствует скорые испытания. Он по-настоящему боится, его бьет крупная дрожь, у него - полубезумный взгляд. В конце концов, он - всего лишь человек. Но что это за человек! Когда его приходят арестовывать, он уже вполне готов принять свой крест, он совершенно спокоен и останавливает апостола Петра, намеревающегося пролить кровь людей первосвященника Каифы. Он отдается в руки врага. И начинается почти двухчасовая картина непрерывных истязаний человека, который никому не хотел причинить зла.

Посмотрев все это, я прекрасно понимаю, почему на просмотре "Страстей Христовых" умирают люди (на момент написания рецензии их было двое). Это на самом деле очень трудно смотреть. А было бы и вовсе невозможно, если бы не потрясающее режиссерское мастерство, которое проявил Гибсон. Я и раньше понимал, что он - неплохой постановщик, "Храброе сердце" всегда считал отличным фильмом. Но "Страсти Христовы" - фильм просто выдающийся. И полуторачасовые побои Христа зритель может выдержать только потому, что Гибсон сделал свою работу на колоссальном уровне. Фильм затягивает, он создает особую вселенную, которая всасывает тебя, из которой невозможно вырваться, в которой надо оставаться, пока она существует. И в последней сцене, сцене воскрешения Христа (надеюсь, никто не сочтет эти слова спойлером) ты испытываешь только одно ощущение: громадного облегчения... нет, не облегчения - очищения от того, что ты только что просмотрел. И я думаю, что Гибсон проводит зрителя через радикально жестокий видеоряд именно для достижения такого вот конечного эффекта.

Впрочем, кто знает, ради чего снимал свой жертвенный, многострадальный фильм этот странный австралиец, который, будучи католиком, упорно воюет с официальной католической церковью, который считает, что современный зритель способен воспринимать древнеарамейский язык и который, в конце концов, снимает со своего божественного проекта прибыль в несколько сот миллионов долларов? Может, "Страсти Христовы" - на самом деле, грандиозный, тонко просчитанный коммерческий проект. Мне, честно говоря, это безразлично. Все, что я вижу в фильме Гибсона - это одну из лучших демонстраций суровой, кричащей и побеждающей все правды, которую я когда-либо видел в кино. Я вижу абсолютно потрясающую игру Джеймса Кэвизела, еще одного ревностного католика, который в любой другой своей роли даже не приближается к нынешнему уровню. Я вижу фильм, безупречно поставленный и снятый. И я понимаю, что то чувство, который я испытал вчера, вечером 26 марта 2004 года, когда смотрел "Страсти Христовы", я никогда не забуду. Аминь, друзья и подруги!

Автор: Джон Сильвер


Рецензии

27.11.2016 Фантастические твари и где они обитают: магия для взрослых

Когда вы в последний раз думали о волшебстве? Когда замечали чудеса вокруг себя? На большие экраны вышла новая история о волшебном мире Дж...

21.11.2016 Прибытие. Будущее в прошлом

На Землю прибыло 12 инопланетных кораблей в разные точки мира. Военные привлекают лучшего лингвиста, чтобы установить контакт с пришельцам...

02.11.2016 «Расплата». Одинокий аудитор

Тема аутизма в большом кино — далеко не редкость. Перед нами возникают великолепные мелодраматические фильмы («Человек дождя», «Я-Сэм»), ...