Трамвай
^

Суррогаты. Интервью с режиссером фильма Джонатаном Мостоу

25.09.2009

“Суррогаты” режиссера Джонатана Мостоу (экранизация известной графической новеллы Роберта Вендитти и Бретта Уэлдеса) – это футуристический триллер, главную роль в котором исполняет легендарный Брюс Уиллис. Действие происходит в альтернативной версии современного Бостона. Эта версия нынешнего «Бобового города» (так называют Бостон) выглядит вполне узнаваемо (никаких мегасооружений космической эры или летающих автомобилей), если не считать подозрительно безупречный внешний облик его жителей. Все они похожи на кинозвезд – ни прыщика, ни волоска в неподходящем месте, не говоря уже о настоящих физических дефектах. Словно город колонизировали Степфордские жены вместе со своими идеальными отпрысками – что, собственно, не так уж далеко от истины.

 

В мире Суррогатов люди изолируют себя от внешнего мира за безопасными стенами собственного дома, в то время как настоящей жизнью за них живут их более совершенные андроидные версии. Естественно, что такой порядок вещей, хоть и призван ликвидировать преступность и социальные пороки, может иметь и другие, непредсказуемые последствия, причем, некоторые из них могут оказаться довольно зловещими. Самая идея такого порядка в обществе наводит на мысли о том, как меняется наша жизнь под влиянием стремительного натиска кибер-технологий. Даже читая эту статью, вы не сидите с утренней газетой за семейным завтраком, а сидите один на один со своим компьютером на работе или дома, или же пролистываете последние новости на совеем iPhone.

 

“Эту картину можно было бы назвать фильмом о роботах”, – говорит Мостоу, - “но таких фильмов были тысячи. На мой взгляд, “Суррогаты” выделяются из общего ряда. Здесь очень точно показано, как мы живем сегодня. О чем этот фильм? О том, как люди сохраняют человеческое лицо при столкновении с безжалостным потоком новых технологий. Я это сразу понял, прочитав сценарий. Речь идет о том, как люди привязываются к своим электронным устройствам, таким, как мобильные телефоны, ноутбуки и так далее; как они совершают покупки через Интернет; как вы предпочитаете смс-сообщение прямому общению, как вы разговариваете не с человеком, а с фрагментом программы, когда звоните в службу поддержки”.

 

Наряду с такой вот «пищей для ума», новый фильм Мостоу ("Терминатор 3: Восстание машин", "Авария") обещает обилие головокружительных трюков и увлекательно закрученный сюжет. «Чем интересны комиксы», - говорит он, - «так это тем, что в них возможны такие «вставки», когда сюжет прерывается, и идут несколько страниц вымышленных газетных сообщений и тому подобного. Вы не можете сделать то же самое в кино. В кино вы имеете дело со зрительской аудиторией, которую вам предстоит занимать в течение двух часов, и здесь можно говорить только о развитии сюжета. Это крупный фильм с большим бюджетом, поэтому, конечно, здесь будут и погони, и взрывы, которых вы ожидаете от картины такого масштаба. Однако, идея фильма намного глубже».

 

Сюжетная линия раскручивается вокруг Гриера (Уиллиса), бывшего детектива полицейского управления Бостона – сурового служаки, который продолжает работать в ФБР в образе симпатичного молодого суррогата, чья уязвимая телесная оболочка надежно спрятана дома и присоединена к сенсорным трансмиттерам его кибер-двойника. Мир Гриера летит вверх тормашками, когда серийный убийца начинает уничтожать людей через их суррогатов, что, как утверждают производители этих суррогатов, совершенно невозможно. Расследование и, сделанное в ходе его, открытие о том, что суррогаты не гарантируют абсолютной неуязвимости своим владельцам, заставляет Гриера усомниться в идее существования такой системы в целом.

 

«Первое, о чем я спрашивал себя еще до того, как мы начали подбирать актеров на роли Суррогатов», - говорит Мостоу, - «Поймут ли люди, о чем мы здесь говорим? Или они просто будут с восторгом следить за чередой погонь и взрывов? И было приятно обнаружить, что, хотя фильм позиционируется как детективный триллер-боевик, зрители предварительных показов хотели говорить только о его социальной направленности. Я никогда раньше такого не видел».

 

Помимо переноса места действия графической новеллы из Атланты в Бостон и смены времени с будущего на настоящее, в «Суррогатах» Мостоу, снятых по сценарию Майкла Ферриса и Джона Д. Бранкато, режиссер отказался от мрачного тона книги комиксов в пользу более ярких красок. Этот шаг, как он объясняет, отчасти был продиктован производственной необходимостью. “Чтобы создать идеализированные, суррогатные версии актеров, требовалась проделать большую работу с гримом и макияжем», - говорит он. “У нас была команда гримеров, среди которых немало обладателей Оскара. Было также множество сгенерированных компьютером изображений, однако, помимо этого, нам нужно было обеспечить такое освещение, которое бы наиболее выгодно подчеркивало достоинства этих «кукол». Сохранив темные, мрачные тона новеллы, мы рисковали потерять ту яркую разницу между роботами и живыми людьми, которая подчеркивала иллюзию, созданную в сюжете».

 

Учитывая двойственность натуры главного героя фильма, агента ФБР Гриера, подобрать актера на эту роль было непросто, однако Брюс Уиллис оказался идеальной кандидатурой, поэтому над выбором, по словам Мостоу, долго думать не пришлось: «С самого начала Брюс был абсолютным лидером нашего списка по ряду причин», – говорит он, - «Во-первых, люди не представляют себе, какого мастерства требует роли в боевиках. Мастерство Брюса, в частности, заключается в том, что он заставляет поверить даже в самые невероятные обстоятельства. Не имеет значения, что он делает (а в «Суррогатах» он совершает ряд совершенно безумных вещей) – вы всегда ему верите. Во-вторых, он идеально подходит по возрасту. Я хотел, чтобы Гриер был настоящим, чтобы это был парень, много повидавший на своем веку - так, чтобы создать контраст между ним и его молодым и энергичным суррогатом. Брюс справляется с этой задачей. И, наконец, в его послужном списке множество сыгранных матерых копов и детективов, однако есть у Брюса за плечами и определенные роли в научно-фантастическом жанре благодаря таким картинам, как «Двенадцать обезьян», «Пятый элемент» и «Армагеддон».

 

«Это не подростковый фильм», - говорит Мостоу, - «Вы, безусловно, получите все, что можно ожидать от Брюса Уиллиса и фантастического боевика. Однако в нем поднимаются очень серьезные вопросы. Здесь нет ничего легкомысленного».

 

Материал предоставлен



Рецензии

27.11.2016 Фантастические твари и где они обитают: магия для взрослых

Когда вы в последний раз думали о волшебстве? Когда замечали чудеса вокруг себя? На большие экраны вышла новая история о волшебном мире Дж...

21.11.2016 Прибытие. Будущее в прошлом

На Землю прибыло 12 инопланетных кораблей в разные точки мира. Военные привлекают лучшего лингвиста, чтобы установить контакт с пришельцам...

02.11.2016 «Расплата». Одинокий аудитор

Тема аутизма в большом кино — далеко не редкость. Перед нами возникают великолепные мелодраматические фильмы («Человек дождя», «Я-Сэм»), ...