Трамвай
^

«Сын Саула». А был ли мальчик?

18.04.2016

«Сын Саула», получивший «Оскар», «Золотой глобус», «Золотую пальмовую ветвь» и ряд других наград в 2016 году, можно назвать одной из самых неоднозначных и противоречивых кинокартин последних лет.
Действия разворачиваются в период Второй мировой войны в концлагере (Аушвиц, 1944 год), однако фильм  посвящён не столько тому тяжёлому времени, сколько переломному моменту в жизни одного человека.

Главный герой – пленный, который выполняет тяжёлую работу в немецком лагере, как и многие другие его соотечественники. В числе прочих жертв он замечает мальчика, в котором узнаёт своего сына. Однако мальчик вскоре умирает, и главной целью Саула становится найти его тело и похоронить его по традициям своего народа. Это означает, что ему предстоит отыскать раввина в числе обречённых на гибель людей, чтобы тот провёл необходимый обряд. В сложившихся обстоятельствах это крайне рискованный шаг, на который решается отчаявшийся человек. Он рискует не только собственной жизнью, которой ему и так вскоре предстоит лишиться, но и жизнями других людей.

Вызывает недоумение тот факт, что умерший мальчик, скорей всего, даже не знаком Саулу. Однако твёрдая уверенность героя в исключительной значимости этого ребёнка убеждает зрителя в том, что поступки мужчины правильны именно потому, что человечны. Особенно остро ощущается потребность Саула в близком человеке, сочувствии и эмоциях, которым не место в самом пекле войны.

Других же зрителей до конца фильма не покидает уверенность в необоснованности и бессмысленности его действий. Такая почти маниакальная одержимость идеей оказывается опасной не только для Саула, но и для окружающих, однако его это, кажется, совсем не беспокоит. Такой сдвиг приоритетов наглядно иллюстрирует, как война калечит людей, как живым становятся ближе мёртвые.

Другим нетипичным  моментом можно назвать отсутствие кровавых душераздирающих сцен, которые характерны для подобных фильмов. Страшны не столько кадры, сколько контраст звуков: с одной стороны – стоны и крики умирающих людей, с другой – молчаливые покорные толпы пленных, которые понимают, что их ждёт впереди, и уже почти смирились со своей участью. Практически полное отсутствие эмоций и короткие отрывистые диалоги оказываются красноречивей самих военных действий. Стоит отметить и операторскую работу: размытые изображения, неясные очертания окружающих вещей и некоторых людей подчёркивают отрешённость Саула от всего остального мира, его сосредоточенность на своей цели.

Рейтинг кинокритиков в России очень высок, по некоторым данным он достигает 100%, однако отзывы обычных зрителей оказываются довольно противоречивыми. Возможно, дело в гнетущей атмосфере, которая преследует не только во время просмотра, но и после фильма. Отсутствие кульминационных моментов делает картину немного монотонной, но определённо запоминающейся, и недоумение сменяется стремлением зрителя осмыслить увиденное.

Автор: Ирина Ефремова




Рецензии

27.11.2016 Фантастические твари и где они обитают: магия для взрослых

Когда вы в последний раз думали о волшебстве? Когда замечали чудеса вокруг себя? На большие экраны вышла новая история о волшебном мире Дж...

21.11.2016 Прибытие. Будущее в прошлом

На Землю прибыло 12 инопланетных кораблей в разные точки мира. Военные привлекают лучшего лингвиста, чтобы установить контакт с пришельцам...

02.11.2016 «Расплата». Одинокий аудитор

Тема аутизма в большом кино — далеко не редкость. Перед нами возникают великолепные мелодраматические фильмы («Человек дождя», «Я-Сэм»), ...