Трамвай
^

Тарас Бульба. К вопросу о порохе в пороховницах

13.04.2009

Двести лет Н. Гоголю! Это же великий праздник! На великий праздник принято дарить великие подарки. Но на этот раз, распаковав дорогую упаковку дрожащими руками, мы обнаружили там не более чем банальнейшую фоторамку. Знакомое ощущение? Вот. “Тарас Бульба” как раз такое и оставляет.

Ведь сколько раз твердили миру, что снимать классику – это неимоверная ответственность. Что если уж снимаешь классику, то и фильм должен чётко привязаться к книге и тоже небезосновательно претендовать на классичность. Что если уж снимаешь не кого-нибудь, а самого Гоголя, то постарайся. Не скажу, что все эти советы прошли впустую, но большая часть, к сожалению, да.

Начнём по порядку. Игра актёров. За одним очень приятным исключением, о котором позже, игра актёров, прямо скажем, оставляет желать лучшего. Сыновья Тараса – Остап и Андрий (Вдовиченков и Петренко), если бы реально существовали, едва ли обрадовались бы, увидев себя такими на экране. Безэмоциональное лицо (и это у казака-то!), заученный текст, какая-то отрешённость сквозит сквозь их роли. Будто с утра разбудили, сказали: “Сыграй”, ребята встали, сыграли и снова спать.

Дальше. Фильм замахнулся на восстановление не только костюмов и быта того времени (здесь отдаём должное, историческое воссоздание как минимум красиво и правдоподобно), но и на батальные сцены. И тут это получилось в худших японских традициях. Помните старые японские фильмы, где одним кадром показывается удар, а вторым – уже его ‘последствия’? Там обычно от одного удара разлетались все стены, не говоря уж о беззащитных человеческих тельцах. Вот здесь точно так же. К примеру, когда персонаж Петренко едет на коне и машет саблей, так и происходит. Раз махнул – нет одного, два – нет второго и третьего… Да и в целом батальные сцены сделаны, как говорили мне на уроках труда, тяп-ляп. Операторская работа есть только теоретически, а каждый актёр делает то, что говорит ему постановщик, т.е. только борется и только против своего противника. Так и стоят по парочкам, дерутся. При этом, видимо, не сколько крови ради, а сколько зрелищности для, решили показать несколько откровенно жестоких сцен. Но эти сцены выглядят как заплаты на старом трико – уж очень заметны швы. Жестокость добавлена исключительно для того, чтобы добавить жестокость.

Кроме того, откровенный пересол с патриотизмом. Каждый персонаж, умирая, произносит проникновенный монолог о любви к Родине, при этом по интонации и не скажешь особо, что через две секунды человек умрёт (опять вспоминаем японские традиции). При этом и голос за кадром (разумеется, Безруков) слишком пафосно поёт оды Руси-матушке, и последние кадры тоже сопровождаются патриотическим монологом. Всего в меру должно быть, товарищи патриоты. Спасибо, что хоть “Любэ” саундтреком не поставили.

Но что ж я всё о плохом да о плохом. Ведь есть же и положительный момент. А именно игра Богдана Ступки. Кто-то справедливо заметил, что уж кто-кто, а Ступка в культуре разбирается и в плохом не сыграет. А если уж в фильме играет Ступка, то играет он со всей душой, ему веришь. Очень удачно вошёл он в образ и здесь. Вообще, лучшим комплиментом, который я могу сказать ему, будет тот факт, что хоть я и представлял Тараса Бульбу чуть иначе, но теперь этот образ будет неразрывно связан со Ступкой. Как, наверное, и Ступка с образом. В отличие от тех же Остапа и Андрия.

Ну и ещё один плюс напоследок. Сцена, в которой казаки пишут письмо турецкому султану – это находка! Она и красивая, и правдоподобная, и смешная, пытается быть похожей на картину, и это отлично получается. Только за эту сцену можно многое простить.

Автор: Василий Сабиров (Пермь)

Просмотр фильма стал возможен благодаря сети кинотеатров "Very Velly", кинотеатры: мультиплекс "Very Velly" и Рубин 



Рецензии

27.11.2016 Фантастические твари и где они обитают: магия для взрослых

Когда вы в последний раз думали о волшебстве? Когда замечали чудеса вокруг себя? На большие экраны вышла новая история о волшебном мире Дж...

21.11.2016 Прибытие. Будущее в прошлом

На Землю прибыло 12 инопланетных кораблей в разные точки мира. Военные привлекают лучшего лингвиста, чтобы установить контакт с пришельцам...

02.11.2016 «Расплата». Одинокий аудитор

Тема аутизма в большом кино — далеко не редкость. Перед нами возникают великолепные мелодраматические фильмы («Человек дождя», «Я-Сэм»), ...