Трамвай
^

Теорема Зеро. Финал трилогии будущего

10.07.2014 Как относиться к фильму, если его режиссер снял «12 обезьян»? Жестокий мир после конца света с единственным лучиком надежды, покоривший золотой глобус, берлин и сатурн. Чего ждать от творца «Воображариум доктора Парнаса» и «Страх и ненависть в Лас-Вегасе»? Миры, где зрение, слух, а порой и логика шутят так, что уж лучше не забывать, в какой реальности ты находишься. Терри Гиллиам и его творения зачастую оставляют в растерянности и опустошении. После просмотра «Страха и ненависти» я еще около часа сидел и обдумывал: что же я только что увидел? Но никогда еще не было такого, что просто встал и пошел, как будто сходил на каких-то «Трансформеров», где и думать не надо.

Будущее. Загадочный Управитель. Теорема о конце концов или начале начал... Таким представляется мир зрителю. Но так ли все на самом деле? Драма, триллер, комедия — уже давно я перестал удивляться сочетаниям жанров внутри одного сюжета. И стоит ли сомневаться во времени действия сюжета? Да, у нас нет таких футуристических технологий или виртуальной реальности сознания, или загадочного Руководства. Действительно, нет? Где мираж и обман, а где реальность, как она есть!? Домашние затворники, коих в Японии гордо называют хикикомори; обстановка жилища церквушки, где обитает главный герой — иконы, фрески и реклама, именно в таком сочетании. Камера вместо головы пророка, ведущая к Управляющим, знающим всё и обо всех... Случайна ли такая обстановка? Ирония и сюрреализм комедии заставляют усомниться в простом совпадении именно с религиозной тематикой, где всезнающее высшее существо приглядывает и определяет судьбы, рекламируя себя в церквях, храмах, мечетях и иных «домах бога». Сплошные вопросы, а ведь это только внутренняя обстановка дома.

Единственное, что вызывает у меня некоторое презрение к картине и всем другим, использующим сходные способы - стимпанк и авангард в рисовке улиц, офиса, людей. Основы для представления ТАКОГО технологичного будущего вполне понятны. Даже «Голодные игры» с жителями Капитолия не чурались ярких красок и странных причесок, при всех своих «волшебных» технологиях. Но видеть будущее так я категорически отказываюсь. Каким бы успешным не был протест офисному планктону и серой жизни без смысла, возведение гротеска в высшую степень жизни общества мне отвратительно.

Возможно, именно поэтому непривычно стриженый Кристоф Вальц вызывает теплые чувства. Параноик с «голосом в голове», но при этом гениальный компьютерщик. Жалость — это не то, что должен чувствовать зритель к персонажу; лишь трепет и уважение к тому, кто смог вырасти из серой мышки в нечто большее. Именно такими персонажами являлись Уолтер Уайт и Лестер Найгард. Правда, как уложить такой протест в мир, который сам по себе является протестом обыденности, сложно представить. Будет ли эта роль лучшей для актера — покажет время, но необычность и непривычность дают знать о себе уже сейчас.

Мэтт Дэймон, напротив, вызывая удивление столь же непривычной ролью, вряд ли может рассчитывать на признание аудитории. Нет, конечно же, зловещий образ Управителя, практически самого творца, сыгран отлично. Хорошо бы такой образ актеру использовать чаще. Но зритель больше привык видеть его в роли исполнителей, активных двигателей сюжета. Борн, Льюис, Уилл Хантинг — выступая в качестве главного героя, он может проявлять активность. Оставаясь же на задворках второ- и третьеплановости Мэтт рискует исказить все действия. Именно так происходит, когда узнаваемое лицо появляется в кадре.

Слегка напоминающий не менее странный фильм Даррена Аронофски - «Пи», где главный герой находится в поисках ответа на «всё», «Теорема Zero» пытается одновременно выполнить множество задач. Это и поиск смысла жизни, и проблема будущего, плавно переходящая в кризисы настоящего. Безудержная фантазия режиссера и сценариста захватывают, пережевывают, но не спешат выплюнуть. Подготовиться заранее невозможно, так что отдайтесь течению, и пусть заключительная картина трилогии будущего выведет вас в... или к... а куда или к кому — решайте сами.


Вадим Паньков


Просмотр фильма стал возможен благодаря сети кинотеатров «VERY VELLY», кинотеатры: суперкинотеатр «Кристалл-IMAX» и мультиплекс «VERY VELLY» в ТРК «Колизей-Cinema»




Рецензии

27.11.2016 Фантастические твари и где они обитают: магия для взрослых

Когда вы в последний раз думали о волшебстве? Когда замечали чудеса вокруг себя? На большие экраны вышла новая история о волшебном мире Дж...

21.11.2016 Прибытие. Будущее в прошлом

На Землю прибыло 12 инопланетных кораблей в разные точки мира. Военные привлекают лучшего лингвиста, чтобы установить контакт с пришельцам...

02.11.2016 «Расплата». Одинокий аудитор

Тема аутизма в большом кино — далеко не редкость. Перед нами возникают великолепные мелодраматические фильмы («Человек дождя», «Я-Сэм»), ...