Трамвай
^

Утомлённые солнцем 2. Предстояние. Послемыслие о Предстоянии

28.04.2010

Трудно вспомнить отечественный фильм, который бы ещё задолго до своего выхода насобирал столько противоречивых мнений разной степени радикальности. Даже обе части “Обитаемого острова”, кажется, “заходили” в прокат более гладко, не говоря уж о “Дозорах” и “Адмирале”. Восемь лет как муссировались в СМИ слухи об этом фильме. Прервались на “12” и продолжились. И незадолго до выхода разгораются скандалы вокруг всяческих фотошопных блоггерских изысков. Наконец бомба взорвалась, фильм вышел, и, пока ещё не осело взрывное облако (а оно ещё долго не осядет), давайте порассуждаем.

 

Сразу бросается во все возможные органы чувств тот факт, что фильм слабо связан с первой частью. В принципе, помимо трёх основных персонажей – героев Меньшикова, Михалкова и Нади Михалковой, да кусочка предыстории, во второй части от первой ничего и нет. Но главное отличие второй части от первой – в названии. То есть отличий как раз там мало, но вот нет во второй части ни утомленности, ни солнца. Нет этого марева, нет тёплого воздуха, поднимающегося от реки, нет плывущих по реке Котова с дочкой – сцен, которые и оправдывали название первого фильма. Есть лишь война. Называли бы фильм тогда уж просто “Предстоянием”, без каких-либо отсылок к первой части.

 

В фильме нет слитности. По сути весь фильм можно расчленить на набор короткометражек, по двадцать-тридцать минут каждая, и все короткометражки были бы на ура встречены публикой. А тут – при слабом и неинтересном связующем сюжете, как неоправданно большие яблоки на иссохшей ветке – короткие сюжеты. Сюжеты, разумеется, переставленные местами во времени, чтобы зритель выстраивал последовательность сам и получал от этого удовольствие. У Тарантино этот приём обкатан и работает, тут – не очень.

 

Фраза “не обошлось и без михалковского пафоса” настолько ожидаема и обычна, что говорить её лишний раз нет смысла. Пафос в том, что основные роли играют носители фамилии Михалков (забавна сцена, где персонаж Никиты Михалкова знакомится с персонажем Артёма Михалкова, а в третей части ещё и Анну Михалкову пообещали). Патетика видна и сквозит во многих моментах фильма. Титаниковская, но отнюдь не титаническая сцена в море – хотя бы. А взять главного героя – комдива Котова – чем не супергерой. Убить врага миниатюрной лопаткой для него не является проблемой. И, конечно, наевшая уже оскомину в отзывах, железная рука (представляете, у Михалкова в фильме железная рука), с ножом в большом пальце. Не Росомаха ли?

 

При всём при этом фильм-то сильный. Каждая короткометражка, хоть и оторвана от общего контекста, но сильна сама по себе. Вызывает град эмоций. Притом разнообразных, разной степени силы и разной направленности. Зритель должен переживать, и он переживает. А пресловутый михалковский пафос – это лишь катализатор зрительских эмоций. Съемки масштабные, натуралистичные. Массовка исчисляется, пожалуй, десятками тысяч.

 

Фильм ругают за неверное отражение исторических фактов. Но тут я промолчу. Надо спрашивать тех, кто видел это воочию, а не тех, кто книжки читал.

 

А заканчивается фильм, трёхчасовой, кстати, крупным планом Михалкова и крупным его же обещанием – будет третья часть. И сразу тизер – что мы там увидим. Тизер заинтересовывающий. И говорящий – третья часть будет не меньше и не слабее, ждите и дождётесь, дождались же “Возвращения короля”. А нам что делать – будем ждать. Но и вы уж постарайтесь. Если решили, что нужна такая сага российскому кино – будьте любезны.

 

Василий Сабиров

 

Просмотр фильма стал возможен благодаря сети кинотеатров "VERY VELLY", кинотеатры: суперкинотеатр "Кристалл-IMAX", мультиплекс "VERY VELLY" и кинотеатр "Рубин"



Рецензии

27.11.2016 Фантастические твари и где они обитают: магия для взрослых

Когда вы в последний раз думали о волшебстве? Когда замечали чудеса вокруг себя? На большие экраны вышла новая история о волшебном мире Дж...

21.11.2016 Прибытие. Будущее в прошлом

На Землю прибыло 12 инопланетных кораблей в разные точки мира. Военные привлекают лучшего лингвиста, чтобы установить контакт с пришельцам...

02.11.2016 «Расплата». Одинокий аудитор

Тема аутизма в большом кино — далеко не редкость. Перед нами возникают великолепные мелодраматические фильмы («Человек дождя», «Я-Сэм»), ...