Трамвай
^

Вэлиант: пернатый спецназ #2

22.08.2005

Мультфильмы бывает непросто смотреть людям взрослым, степенным и циничным. Им приходится выискивать для себя в очередном цветастом киночуде, на которое затащило их родное чадо, нечто своё родное, из мира постмодерн- и прочих «измов». И ладно если съёмочная группа нарочно выделила им отдельный уголок шовинизма, где можно желчно посмеяться и смахнуть украдкой скупую мужскую слезу. А что делать, если в мультфильме «ничего такого» нет, каждая шутка и каждый поворот сюжета точно вымерен на предмет соответствия совершенно детскому прокатному рейтингу, как прикажете поступать в таком случае? Правильно, нужно необходимый момент для душевного спокойствия себе придумать.

 

В британско-американской орнитологическо-приключенческой военной сказке «Вэлиант: пернатый спецназ» (за название — спасибо прокатчикам) приходится преизрядно напрячь воображение, чтобы самих себя уверить — это не мультик про «цыплёнка в армии», а про сложную судьбу голубя-недоросля в Королевской Голубиной Службе. Также, только очень напрягшись, можно вспомнить, что за кадром идёт Вторая мировая, что героям вправду грозит какая-то опасность, что не всё в этом фильме понятно тем самым маленьким детям, что где-то там в фильме звучит гимн британскому флагу и напевается полёт валькирий. Требует недюжинных усилий и сексуальный подтекст появления на экране Мыши Белой, а также пародийное сходство Саботажника с Жаном Рено. Я уж молчу про британские подводные лодки «Вэлиант» и исторический факт использования голубей в военных действиях и даже получения ими специально созданной медали за храбрость.

 

Почему так? Потому что — где стараниями международной бригады аниматоров, а где и отечественных актёров и переводчиков — мультфильм стал настолько детским в самой своей основе, что этот барьер почти нельзя преодолеть. Даже заслуженные «голуби в погонах» и прочие асы люфтваффе последовательно предстают перед нами цепочкой совершенно несерьёзных, нелепых и циркаческих персонажей, поступков, ситуаций, и даже просто внешний вид всех этих птиц у взрослого населения должен вызывать улыбку скорее скептическую, нежели радостную — если зритель чего не покурил, заранее.

 

Так уж получилось, что смотрела я мультфильм в зале, где сидели сплошь люди взрослые и далее по тексту. Всю дорогу они разговаривали по мобильным, а в перерывах между звонками солидно сообщали друг другу, что «Шрек был смешнее» и проч. Ну, не хватает нашему человеку детства, не играет оно у него, хоть ты тресни. А потому отсутствие на экране цинизма делает для него фильм несмешным, а слишком яркие краски рябят в глазах и утомляют.

 

Человек, который привык к армейским байкам, хочет в сцене про «учебку» видеть нечто иное, нежели простая физкультура и «грубый» юмор братьев-близнецов и немытого бомжа Багси. Потому, если вы ждали от мультика чего-то эдакого — не ходите, не портите себе и остальным настроение. А если вы готовы порадоваться чему-то светлому, по-детски непосредственному, но чуточку для этого потрудиться — тогда вперёд.

 

Нет, это, конечно, не «Пирл-Харбор» с его воздушно-морскими боями и идиотическим сюжетом. Нет, это не эдакое мультипликационное «Спасение рядового Райана», тут всё — совсем-совсем понарошку. Здесь краски и цирковое ковёрное искусство, здесь нарочито-шаловливые «прогулки на камеру в рапиде», здесь как бы пародии на военный пафос и как бы подколы французских союзников, каждый сюжетный поворот напоминает скорее «Историю игрушек» нежели куда более пародийных военизированных «Солдатиков». Здесь ни на секунду всерьёз не подумаешь, что герои попали в какую-то там переделку, это очень радостный, яркий, красочный мир, даже свинцовые воды Ла-Манша и белые облачка зениток — аттракцион, а не страница грозной военной истории.

 

В такой постановке задачи почти нет места ни традиционным пародиям, ни сколь угодно менее детскому, менее светлому и менее незамутнённому юмору. Потому что стилистика эта отсылает скорее к старым комедиям про Вторую мировую, все эти переброски во Францию, все эти отсылки к агитационной кинохронике и показательным выступлениям асов на авиапарадах. Это война, это сказка как-бы-про-войну.

 

Не берусь судить, насколько оправдана такая концепция, но слишком радужной прокатной судьбы мультфильму сложно ждать даже в наше время сверхпопулярных компьютерных мультфильмов. Да, технически фильм безупречен. Сценарно — тоже вполне логичен, не сквозит излишней простотой (как это бывает — до идиотизма). Но всё-таки стоит признать — он слишком, чересчур детский, чего-то в нём всю дорогу не хватает. Персонажи могли быть не так антропоморфны, а воздушные баталии — чуточку более агрессивны. Линия хомяка, кричащего «саботаж!», могла быть более развёрнутой, но и без того на выходе в общем-то получился вполне занятный мультфильм, не «самый смешной и лучший в мире», но достаточно милый, детский, яркий.

 

Детям должно понравиться. А родителям… ну, что ж, родителям, наверное, на этом сеансе придётся поскучать. Или не придётся? Любите кино.



Рецензии

27.11.2016 Фантастические твари и где они обитают: магия для взрослых

Когда вы в последний раз думали о волшебстве? Когда замечали чудеса вокруг себя? На большие экраны вышла новая история о волшебном мире Дж...

21.11.2016 Прибытие. Будущее в прошлом

На Землю прибыло 12 инопланетных кораблей в разные точки мира. Военные привлекают лучшего лингвиста, чтобы установить контакт с пришельцам...

02.11.2016 «Расплата». Одинокий аудитор

Тема аутизма в большом кино — далеко не редкость. Перед нами возникают великолепные мелодраматические фильмы («Человек дождя», «Я-Сэм»), ...