Трамвай
^

Затоичи

05.05.2005 Если верно, что королей делает свита, то великий режиссер — это на самом деле компания безупречных профессионалов, с которыми он постоянно работает. В свите Такеши Китано приключилась недостача: уж не знаю почему, но в его новом фильме «Затоичи» вы не услышите музыки Джо Хисаиши, постоянного композитора Китано. Не будет тех легкомысленных рулад, которые заставляли проливать слезы независимо от того, снимал ли Китано беспечные сценки из жизни юных серфингистов («Сцены у моря»), полицейские боевики («Фейерверк») или совсем уже откровенные комедии («Кикуджиро»). В общем, поплакать на «Затоичи» не придется даже самым чувствительным.

Бунюэль — тот вообще призывал обходиться без музыки, считая ее слишком эмоциональным орудием, которым плохие режиссеры прикрывают свою несостоятельность, неспособность пробиться к зрителю непосредственно киносредствами — изображением и монтажом. Если рассуждать так, то, отказавшись от услуг Хисаиши, Китано дал повод зауважать его еще cильнее: «Затоичи» — это еще одна его победа; правда, маленькая и какая-то хулиганская. Сам мэтр перекрасился в блондина и сыграл странствующего слепого массажиста — мастера боя на мечах Затоичи, персонажа самурайских баек, двух дюжин фильмов и телесериалов.

По сути, возвращаться в сегодняшней Японии к сюжету о Затоичи — это все равно что запуститься на «Мосфильме» с полным метром про Колобка.

В фильме Китано мастеру предстоит освободить деревню от зарвавшихся рэкетиров, но прежде — установить личность главаря мафии, которая держится в строжайшем секрете даже от самих бандитов.

По ходу расследования Затоичи обрастает коллекцией новых друзей, среди которых фигурируют старуха, не расставшаяся с надеждой нарваться на новые сексуальные приключения, ее племянник — игрок и пьяница, пара гейш, которые оказываются братом и сестрой, и откровенно сумасшедший жирный болван, который мнит себя самураем и носится с воплями по двору, пугая кур.

Племянник, насмотревшись на гейшу-брата, тоже хочет стать трансвеститом, Затоичи не вылезает из игорного клуба, болван провоцирует самую смешную киносцену года, кровища брызжет с тарантиновским напором, а заканчивается все музыкальным номером под немыслимую кантри-музыку, в котором освобожденная деревня танцует степ.

Творчество Китано последних лет — слоеный пирог. Он снимает фильмы о человеческих чувствах, в которых демонстрирует собственный, ни с чем не сравнимый стиль («Кикуджиро», «Куклы»), а между ними — киномешанину, из которой видно, что он опять насмотрелся импортного кино. «Брата якудзы» было бы справедливо назвать «Китано: Мои впечатления от Вендерса». В «Затоичи» он посадил в средневековую японскую деревню альмодоваровских персонажей и заставил их играть спагетти-вестерн, где вместо ружей — мечи. В прологе он откровенно спер излюбленный прием Пола Томаса Андерсона из «Магнолии», когда сцены из жизни не связанных друг с другом людей объединены одной тягучей мелодией.

Он явно получает удовольствие, упражняясь — и успешно — в чужих стилях. Китано-режиссер в этот раз похож на старика, который забрался в комнату внука и тешится его игрушками. Однако ему, пришедшему в шоу-бизнес в качестве клоуна, эта маска к лицу; фильм оставляет ощущение милой забавы. К тому же я стопроцентно уверен, что Китано, который в этой ленте все больше кряхтит да хекает, чем разговаривает, безумно пойдет голос Армена Борисовича Джигарханяна, который сейчас заканчивает работу над дубляжем картины.

Автор: Алексей Васильев


Рецензии

27.11.2016 Фантастические твари и где они обитают: магия для взрослых

Когда вы в последний раз думали о волшебстве? Когда замечали чудеса вокруг себя? На большие экраны вышла новая история о волшебном мире Дж...

21.11.2016 Прибытие. Будущее в прошлом

На Землю прибыло 12 инопланетных кораблей в разные точки мира. Военные привлекают лучшего лингвиста, чтобы установить контакт с пришельцам...

02.11.2016 «Расплата». Одинокий аудитор

Тема аутизма в большом кино — далеко не редкость. Перед нами возникают великолепные мелодраматические фильмы («Человек дождя», «Я-Сэм»), ...