авто 1
^

Актёры

Виктор Сухоруков


Виктор Сухоруков

Фильмы: Антикиллер 2, Жмурки


Биография:

Родился 10 ноября 1951 г. в Орехово-Зуеве Московской области.
С 1978 по 1982 год актер Ленинградского Академического театра комедии имени Н.П.Акимова, с 1986 по 1993 - Театра имени Ленинского Комсомола, ныне "Балтийский Дом", с 1993 по 1995 - актер Государственного театра драмы и комедии на Литейном, с 1995 - Театра комедии.
В кинематографе дебютировал в 1973 году в фильме Родиона Нахапетова "С тобой и без тебя", однако по-настоящему привлек к себе внимание лишь в 1990 году главной ролью в фильме Юрия Мамина "Бакенбарды". Сыграл в большинстве фильмов Алексея Балабанова. Последние по времени роли - в фильмах Сергея Овчарова "Сказ про Федота-стрельца" (2002) и Егора Кончаловского "Антикиллер" (2002). Зимой 2002 года был приглашен в Англию сыграть роль одного из злодеев в 20-м фильме о Джеймсе Бонде, однако был вынужден отказаться, поскольку предложенный ему график съемок вступил в противоречие с расписанием спектакля Олега Меньшикова "Игроки".
Лучший актер года в Эстонии (1998, за роль Ленина в фильме "Все мои Ленины"), дважды призер КФ "Созвездие" (1992, 1994).

Появись он раньше - наверняка нашел бы свое место в сбалансированном мире советского кинематографа. Место достойное, но все же не центровое, окраинное: территория актерского "выгула" была бы ограничена не его, Виктора Сухорукова, притязаниями, но рамками амплуа неврастеника, при помощи которого В.С. наверняка попытались бы приручить. Но он, чудной, рано полысевший субчик с оттопыренными по-разному ушами и шальными огоньками легкого безумия во взоре, пожаловал тик-в-тик: психически неуравновешенное, расхристанное и явно не в себе позднесоветское-раннероссийское кино обрадовалось ему как родному.

Чертиком из табакерки выпрыгнул В.С. в Бакенбардах: истовый почитатель солнца русской поэзии, с жаром насаждающий его культ, декламирующий его строки с пеной у рта, обуянный грозной вьюгой идеологического вдохновения. Мелкий бес в белом, с пушистыми баками и при трости с массивным набалдашником. После каждой новой роли он будет именно что чертиком запрыгивать обратно в свою табакерку-сухоруковку, чтобы являться другим - даже внешне (при том, что природный облик В.С., как следует из сказанного выше, не "смытый", а острый, перченый). Его человечек-грибок в нахлобученной шляпе с обвислыми полями (Счастливые дни) столь же не похож на бледного фанатика, мнящего себя библейским пророком (Хромые внидут первыми), как неожиданно грузный фиксатый бандит (Брат) на яйцеголового упыря с лошадиным оскалом (Про уродов и людей). Известность ему принесла Комедия строгого режима, где В.С. сыграл в одной роли - три: мелкую лагерную сошку, зачумленную шестерку; вождя мировой революции, которого эта шестерка, насмотревшись ленинианы, по-щукински азартно изображает на репетициях спектакля в зоне; и неуловимо переходное состояние, когда сквозь черты зэка-заморыша проступает облик самого человечного человека - и наоборот. Вообще умение сыграть переход-перескок из состояния в состояние, переключить тумблер так, чтобы сдвиг не выглядел самочинным, но был обеспечен внутренне, - это умение присуще В.С. в высшей степени. Тот же ретивый основатель клуба пушкинистов-патриотов (Бакенбарды) преображался из вменяемого энтузиаста своего дела в вождя-безумца, и это преображение - резкое, в несколько уверенных шагов - убеждало. Хладнокровный философствующий убийца (Хромые внидут первыми) в финале срывался в истерику, бился в конвульсиях, рыдал безутешно. Обиженный, униженный, оскорбленный и безымянный обитатель пустынного города, несчастное существо с забинтованной головой и скорбно опущенными уголками губ - вдруг огрызался, рявкал, кротость облетала с него, злобного щелкунчика (Счастливые дни). А самоуверенный жлоб, наоборот, обмякал с размазанной по лицу кровянкой (Брат). Пожалуй, без такого сдвига - если не считать эпизодических блесток - сыграна им лишь одна серьезная роль: нелюдь с гладко выбритым черепом и глазами-буравчиками, растлевающий чинное петербургское семейство (Про уродов и людей). Но, во-первых, такое решение было явно продиктовано режиссерской задачей, обусловлено программным внепсихологизмом фильма, где зло становится предметом изображения, а не постижения; во-вторых, и в этой своей статуарности, однозначности персонаж вылеплен смачно, с присущим В.С. вкусом к гротеску и резкому жесту. Сыграл как спел, и обратно в свою табакерку - прыг.


Основные театральные работы с 1986 г.:
"Женитьба Белугина" (1987), "Дракон" (1988), "Да здравствует глупость!" (1991), "Дети райка" (1991), "Как вам это понравится" (1991) - Ленинградский театр им. Ленинского комсомола;
"Кремлевские куранты, или Приезжайте к нам лет эдак через..." (1994) - Театр на Литейном;
"Клавир для начинающих карьеру" (1996), "Мой вишневый садик" (1997), "Влюбленные" (1998) - Театр комедии им. Акимова.

Фильмы до 1986 г.:
1982 - Ювелирное дело
1983 - Магия черная и белая; Мера пресечения

Фильмы с 1986 г.:
1988 - Презумпция невиновности
1990 - Бакенбарды; Крепкий мужик (тв)
1991 - Австрийское поле; Счастливые дни; Тьма (в проекте Русские повести)
1992 - Ключ (в проекте Русские повести); Комедия строгого режима;
1993 - Пленники удачи
1994 - Год Собаки; Замок;Музыка любви: Роберт и Клара (тв; Франция)
1995 - Agnus Dei (ф. не завершен)
1996 - Операция "С Новым годом"
1997 - Брат; Все мои Ленины
1998 - Дело N 1999 (тв, в сериале Улицы разбитых фонарей);Про уродов и людей;Чистые руки (тв, в сериале Улицы разбитых фонарей)
1999 - Любовь зла
2000 - Алхимики (Беларусь);Бандитский Петербург (тв); Брат-2

Призы и награды:
1992 - Приз за лучшую мужскую роль второго плана КФ "Созвездие" (Комедия строгого режима);
Приз за лучшую мужскую роль КФ русских фильмов в Онфлере (Комедия строгого режима)
1994 - Приз за лучшую мужскую роль второго плана КФ "Созвездие" (Замок)
1998 - Спец. приз за исполнение главной роли на МКФ "Балтийская жемчужина" в Риге (Все мои Ленины);
Премия министерства культуры Эстонии (Все мои Ленины)

Фильмография

Брат 2
Бандитский петербург. Адвокат. Часть 4
Брат
Сказ про Федота-Стрельца
Антикиллер
Про уродов и людей
Русский спецназ
Карлик-Нос
Золотой век 


Творческая биография Виктора Сухорукова началась с ярких театральных работ в Театре комедии им. Н.П.Акимова. Именно здесь в 1978 году встретился он впервые с Петром Фоменко, блистательно дебютировав в спектакле "Добро. Ладно. Хорошо" по Василию Белову. Сюда же вернулся после долгих скитаний спустя двенадцать лет, придя уже известным артистом вместе с новым художественным руководителем Татьяной Казаковой. Актер Виктор Сухоруков стал необычайно популярен в начале 90-х годов, когда на экране один за другим появились фильмы постперестроечной волны - "Счастливые дни" и "Замок", "Комедия строгого режима", "Бакенбарды". Странный, эксцентричный, словно вышедший из глухого подполья сухоруковский персонаж на сломе эпох стал героем кинематографа смутного времени. Тема человека, одержимого некоей идеей и отстаивающего свое сокровенное право на особую жизненную философию, неожиданно получила развитие и в театральных ролях, бросая отсветы на столь разные, несхожие между собой образы, как вездесущий лакей Свистиков в "Клавире для начинающих карьеру" по М.Салтыкову-Щедрину, спившийся врач Виктор Розов в комедии А.Слаповского "Мой вишневый садик", восторженный, застенчивый мечтатель Ридольфо во "Влюбленных" К.Гольдони.
В актерской действительности Сухорукова кино и театр существуют неразрывно и равноправно. И хотя свою любовь и жар души он сознательно и абсолютно отдает театральным подмосткам, стремительный кинематограф вовлекает его в свой мир с большей скоростью и более яркими результатами. Работы Виктора Сухорукова в последних фильмах Алексея Балабанова "Брат", "Про уродов и людей" сделали артиста по-настоящему знаменитым.


Вступай в ВК