фитнес
^

Актёры

Гэри Олдмэн (Gary Leonard Oldman)


Гэри Олдмэн

Фильмы: Гарри Поттер и узник Азкабана, Гарри Поттер и Орден Феникса (Harry Potter and the Order of the Phoenix), Бэтмен: Начало (Batman Begins), Бэтмен: Темный рыцарь (Dark Knight), Книга Илая (Book of Eli)


Биография:

Будущий актер родился 21 марта 1958 года в южной части Лондона, в квартале для бедняков. Его отец работал сварщиком и беспробудно пил. Гэри было семь лет, когда отец бросил семью (вскоре он окончательно спился и умер). Мальчика растили мать и бабушка. Семейство Олдманов жило в крайней бедности, и единственной радостью для маленького Гэри была игра в школьном театре. После школы он вступил в полупрофессиональную труппу Greenwich Young People, а затем ему удалось поступить в колледж драмы Розы Брафорд. Получив диплом актера, он смог найти работу в Гражданском театре Глазго.

Олдман дебютировал перед камерой в эпизоде английского телефильма «Воспоминание», который был поставлен в 1981 году на Channel Four. Потом снялся в малобюджетных фильмах «Тем временем» (1983) и «Честный, порядочный и правдивый» (1985), которые нынче благополучно забыты, и в 1986 году, наконец, громко заявил о себе в скандальном фильме Алекса Кокса «Сид и Нэнси» - кинобиографии Сида Вишеса, короля панк-движения.

Фильм поляризовал мнения критиков и зрителей, то есть подействовал на публику так же, как выступления самого Вишеса. Впрочем, почти все отметили игру Олдмана и назвали его самым перспективным актером поколения. Сам он сохранил о фильме не очень веселые воспоминания, а о постановщике Коксе сегодня отзывается с презрением: «Ему было плевать на актеров. Он рассматривал нас как ходячую бутафорию». Гораздо более высокой оценки по шкале Олдмана удостаивается Стивен Фрирс, поставивший с его участием трагикомедию «Навострите ваши уши» (1987): «Стивен не из тех, кто орет в мегафон между дублями. Он настоящий режиссер». «Навострите ваши уши» - история взаимоотношений писателя-гея Джо Ортона и его приятеля (Альфред Молина). Несмотря на щекотливость темы, авторам удалось сделать забавный и вместе с тем бескомпромиссный фильм. Таким образом, с самого начала карьера Олдмана решительно свернула в сторону эксцентричных героев. В «Пути 29» Николаса Роуга он сыграл эксцентрика-англичанина, который навязывается в «незаконнорожденные сыновья» американской супружеской чете; в ленте «Мы думаем, мир принадлежит тебе» он предстал в роли любовника Алана Бейтса. Но все эти фильмы оставались артхаусными диковинками для немногих ценителей, пока в 1988 году Олдман, наконец, не отправился по стопам многих своих коллег за океан, в Голливуд, где актеру, отточившему профессионализм на британской сцене и освоившему американский акцент, открываются замечательные перспективы.

Гэри Олдман всегда был специалистом по акцентам. Он без труда переходит на акцент англичанина-аристократа, англичанина-кокни, акцент американца из южных штатов, акцент жителя Нью-Йорка, а также немецкий, русский и даже трансильванский акцент, если это нужно режиссеру. Иногда Олдман развлекает друзей «гибридными акцентами»: например, «помесью Росса Перо с кроликом Багсом». Не случайно он в шутку назывет себя «английской Мерил Стрип мужского пола». Когда в 1988 году Олдман снялся в своем первом американском фильме «Уголовное право», поставленном его соотечественником Мартином Кэмпбеллом, многие решили, что Олдман американец - уж слишком аутентичным был его акцент. После этого фильма у Олдмана появился свой агент и менеджер в Голливуде. Он снялся в еще одном фильме - «Чаттахучи» - в роли американского солдата, вернувшегося с корейской войны, но фильм не имел успеха. Олдман винит в этом режиссера Мика Джексона. «Он обращался со мной как с ребенком», - вспоминает он.

Так или иначе, в 1990 году Олдман вернулся домой уже знаменитостью, сделавшей себе имя за океаном. Он снялся в режиссерском дебюте Тома Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы». Фильм стал очередным эстетским хитом, но Олдман уже перерос артхаусный уровень, и поэтому снова отправился в Америку. Выпущенный в том же 1990 году триллер Фила Жоану «Состояние исступления» стал этапным в карьере Олдмана - впрочем, этот фильм вывел на звездную орбиту многих молодых актеров. Посмотрев «Состояние исступления», Оливер Стоун решил взять Олдмана на роль Ли Харви Освальда в свой фильм «Дж.Ф.К. - выстрелы в Далласе».

Получив роль, Олдман провел три недели с учителем русского языка (Освальд несколько лет жил в России), месяц изучал все документы, связанные с его делом, и когда пришел на съемочную площадку, то был подкован в деле Кеннеди не хуже самого Стоуна.

В фильме Люка Бессона «Леон» (в американском прокате «Профессионал»), он сыграл злобного офицера-наркомана, работающего в отделе по борьбе с наркотиками.

Когда Бессон готовился снимать «Пятый элемент», то на роль злодея Зорга у него был единственный кандидат - Гэри Олдман. «Я согласился на этот фильм, не читая сценария, - говорит он. - Люк - мой друг, я люблю его фильмы. К тому же я знал, что играть в прямом смысле слова мне вообще не придется. В таких фильмах тебе приходится смотреть на то, чего нет. Раскачиваться в кресле, изображая болтанку на корабле. Одним словом, сплошной Диснейлэнд. Меня смешит, когда другие актеры начинают рассуждать о том, сколько психологического смысла они вкладывают в подобные роли. Это все чушь!»

«Бессмертные влюбленные», рассказывающий о жизни Бетховена, свидетельствует о неистовом усердии и высочайшем профессионализме актера. Страсти, которые его обуревают, заполняют все экранное пространство, однако при всем при том актер строго следует тщательно выверенному рисунку роли. Бетховен предстает перед нами измученным трагическим гением... «Играть великих всегда необычайно сложно, - говорит Олдман. - Ведь, ставя себя на их место, ты должен ощутить в себе безмерную творческую силу, о которой обычный человек не имеет представления. Трудно представить, что некоторые люди обладают даром слышать симфонии, которые не слышал никто, но еще труднее показать на экране, как это происходит. Поэтому я решил сделать акцент на другом: на увлечениях Бетховена, на чувствах и страстях, которые питали его музыку».

Пожалуй, самый странный из всех его странных персонажей - это детектив Джек Гримальди в картине «Ромео истекает кровью». Гари выворачивает себя наизнанку, чтобы передать животный страх, который терзает его героя. Опасности надвигаются на Гримальди со всех сторон. Ему угрожает развращенный главарь мафии, а затем и сексуально одержимая русская психопатка (в исполнении Лины Олин). Не видя выхода, Гримальди решает прыгнуть в пропасть...

Фрэнсис Форд Коппола, наслышанный о методах подготовки Олдмана, рискнул пригласить его на роль князя-вампира в «Дракулу Брэма Стокара». Для Олдмана это была первая главная роль в крупнобюджетном голливудском фильме. Осенью 1992 года «Дракула...» с триумфом прошел в американском прокате, и в Голливуде родилась новая звезда. И хотя с тех пор Олдман прочно числится в голливудской табели о рангах характерным актером на амплуа злодеев, а не звездой-суперменом, его имя часто всплывает в желтой прессе.

Чаще всего он играет злодеев и странных парней. Но может быть, у него и в самом деле есть что-то общее с его героями? «Нет, - отвечает на этот вопрос его бывшая подруга Изабелла Росселини. - Я думаю, что Гари выбирает эти отвратительные роли, чтобы компенсировать свою застенчивость».

В середине 90-х годов в жизни Олдмана настал момент, когда он понял, что пьянство может его окончательно погубить, и решился лечь в клинику для алкоголиков. Вначале Олдман надеялся, что ему удастся сохранить анонимность. «Но, как вскоре выяснилось, я являюсь достоянием почтеннейшей публики, - мрачно усмехается он. - Мое имя помогает продавать газеты. Представьте себе огромные заголовки: «Гэри в пьяном бреду», «Гэри лечат от запоя». И тогда я решил, что буду все делать открыто. Это был своего рода вызов - и себе, и другим».

Несомненно, пройденный в клинике курс лечения помог Олдману справиться с зеленым змием. Но не менее эффективной психотерапией стал для него проект фильма «Не глотать!»

Олдман говорит, что более пяти лет мечтал поставить фильм, в котором нашли бы отражение его детские воспоминания о жизни с отцом-алкоголиком, но долго не мог раскачаться. А когда он, наконец, созрел, его друг Люк Бессон выступил на этом проекте продюсером и здорово помог Олдману. Используя свое имя, Бессон организовал предпродажу будущей картины на многие территории и раздобыл $6 млн, которые были необходимы для финансирования фильма. Так состоялся режиссерский дебют Олдмана - фильм «Не глотать!», который год назад был удостоен приза Каннского фестиваля за лучшую женскую роль (английская актриса Кэти Бэрк). Каннские эстеты были потрясены честностью и бескомпромиссностью Олдмана, который заявил о себе, как о ярком режиссере, не боящемся идти в искусстве до конца.

Олдман тщательно старается оберегать свою частную жизнь, но при такой колоритной биографии трудно утаиться от журналистов. В клинике для алкоголиков он познакомился со своей последней, тоже уже бывшей, женой, фотографом Доньей Фиорентино (сестрой актрисы Линды Фиорентино). Когда вышел фильм «Не глотать», пошли слухи, что Олдман намерен бросить актерское ремесло и полностью переключиться на режиссуру. Он уверяет, что это вранье. «Думаю, всегда будут фильмы, в которых я захочу участвовать в качестве актера», - говорит он. К числу таких фильмов относится фильм Теренса Малика «Тонкая красная линия», в котором Олдман сыграл небольшую роль. «У меня было всего четыре съемочных дня, - рассказывает он. - Я рад, что Теренс вышел из подполья и снова начал снимать. Когда тебя приглашает режиссер такого калибра, невозможно отказаться. Мне было даже немного страшно. Я снова вспомнил, почему захотел стать актером. Но, конечно, в большинстве случаев съемки в кино - это просто работа».

 

Фильмография

Бэтмен: Темный рыцарь (Dark Knight) (2008)

Гарри Поттер и Орден Феникса (Harry Potter and the Order of the Phoenix) (2007)

Зодиак (2006) реж. Дэвид Финчер

Гарри Поттер и Кубок Огня (2005) реж. Майк Ньюэлл

Бэтмэн: начало (2005)

Кто такой Кайл? (2004)

Гарри Поттер и узник Азкабана (2004) реж. Альфонсо Куарон

Мёртвая рыба (2004)

Грех (2003)

Отпечатки пальцев (2003)

Трасса-60 (2002) реж. Боб Гейл

Ганнибал (2001) реж. Ридли Скотт

Претендент (2000)

Иисус (1999)

Затерянные в космосе (1998)

Пятый элемент (1997) реж. Люк Бессон

Президентский самолет (1997) реж. Вольфганг Петерсен

Алая буква (1996)

Леон (1994) реж. Люк Бессон

Бессмертные возлюбленные (1994)

Ромео истекает кровью (1993)

Настоящая любовь (1993)

Дракула (1992) реж. Фрэнсис Форд Коппола

J.F.K. (1991) реж. Оливер Стоун

Генри и Джун (1990)

Розенкранц и Гильденстерн мертвы (1990) реж. Том Стоппард

Чаттахучи (1989)

Уголовное право (1988)

Навострите ваши уши (1987) реж. Стивен Фрирз

Сид и Нэнси (1986) реж. Алекс Кокс


Вступай в ВК

Рецензии

07.02.2017 Ла-Ла Ленд. Бесстрашным мечтателям посвящается

Он – талантливый музыкант, который вынужден играть на пианино в ресторане для толстосумов скучные мелодии. Обожает классический джа...

09.01.2017 «Пассажиры» — новые робинзоны в космосе

Перед Новым годом вышел на экраны совсем не новогодний фильм «Пассажиры» с Крисом Праттом, известным по роли Звездного Лорда в фильме «Стр...