Суфра Новый Год 17-18
^

Актёры

Джеймс Вудс


Джеймс Вудс

Фильмы: Будь круче!,


Биография:

Отец Вудса был офицером военной разведки. Мать работала в детском саду. Будущий актер родился 18 апреля 1947 года и с раннего детства проявил недюжинные способности: к ноябрю того же года уже начал говорить первые слова. Ему был всего год с небольшим, когда он начал осмысленно разговаривать со взрослыми. Мама читала ему Флобера в качестве поощрения за первые самостоятельные шаги, а отец любил цитировать Шекспира.

«Наверное, я был странным ребенком, - говорит Вудс. - Впрочем, мне вообще не нравилось быть ребенком. Мне хотелось быть взрослым». Когда Вудсу было 12 лет, он потерял отца, который скончался в больнице во время операции. Очевидно, в тот момент Джимми и принял решение стать врачом. У него были на то все основания. Коэффициент интеллекта у юного Джимми был 180 - намного выше, чем у многих взрослых. Его всегда определяли в спецклассы для особо одаренных детей. Даже в трудные для семьи годы никто не сомневался, что Джимми преуспеет в жизни. После смерти отца матери Вудса, которой надо было на пособие растить двух сыновей, пришлось несладко. Но в конце концов она нашла выход - открыла частный детский сад, разработав столь эффективную воспитательно-образовательную программу, что все богачи стремились отдать своих отпрысков к ней на воспитание. Но при этом двадцать процентов талантливых ребятишек она принимала бесплатно.

В 17 лет Джеймс блестяще сдал тесты для поступающих в университет и четыре колледжа немедленно предложили ему стипендию. Декан университета Tuft лично звонил ему и предлагал место на хирургическом отделении медицинского факультета. К тому времени Вудс твердо решил, что станет хирургом, но несчастный случай перечеркнул его планы: он сильно поранил руку о стекло, повредив сухожилия, в результате чего его пальцы частично утратили подвижность. Разумеется, он мог держать в руке ручку или ложку, но скальпель... Поколебавшись, Вудс стал стипендиатом Массачусетского технологического института, который в середине 60-х считался самым престижным в США. Но заниматься техникой ему было неинтересно, и он решил стать политологом. «Это была середина 60-х, - вспоминает Вудс. - Америка воевала в Юго-Восточной Азии. Многие наши преподаватели были так или иначе связаны с министерством обороны и принимали участие во вьетнамской войне».

Вскоре Вудс понял, что политика ему не нравится. Чтобы скоротать скучные недели и месяцы учебы, он начал играть в студенческом театре. Учеба давалась ему легко, и он продолжал учиться, чтобы не огорчать мать, но за два месяца до окончания института «самоотчислился» в знак протеста против войны во Вьетнаме. «Я понял, что все то, чему меня учат, совершенно не нужно», - говорит он сегодня. В 1968 году Вудс приехал в Нью-Йорк. Он не очень хорошо представлял себе, чем займется, ибо единственное, что он знал, помимо политики, была игра на сцене - за институтские годы он сыграл в 36 пьесах. Нью-йоркская жизнь началась для Вудса с того, что его ограбили в метро. «Я сижу в вагоне в своих обносках, - вспоминает он, - и вдруг входит шикарно одетый мужик, наставляет на меня револьвер и отбирает мои 34 доллара - все, что у меня было. Я говорю ему: «Слушай, мне негде жить, все мои вещи не стоят одного твоего ботинка. Это я должен тебя грабить!» Он засмеялся и дал мне 2 доллара на завтрак».

До 1971 года Вудс перебивался случайными ролями. Первый раз ему удалось выйти на сцену благодаря тому, что он сумел мастерски передать ливерпульский акцент. Пьеса была об английской жизни, и Вудс заявил режиссеру, что он коренной англичанин, прекрасно понимающий нюансы британского мироощущения. Потом были роли побольше, и наконец, в 1971 году Вудс сыграл в пьесе «Спасенный» Эдварда Бонда, за которую получил премию «Оби» (внебродвейский эквивалент «Тони»). В следующем году он дебютировал в кино в драме Элиа Казана «Гости». Через год снялся в роли политического активиста в мелодраме «Какими мы были». В 1978 году сыграл художника, попавшего в Бухенвальд в телефильме «Холокост». Казалось бы, Вудс уверенно делает заявку на амплуа интеллектуала. Но в 1979-м он неожиданно для многих сыграл роль настоящего убийцы полицейских Грегори Пауэлла в фильме «Луковое поле» Гарольда Беккера. Режиссер вспоминает, что Вудс очень хотел получить эту роль, но поначалу у Беккера были сомнения - он хотел найти актера, более схожего с прототипом. «Джеймс сумел подойти издалека, - вспоминает Беккер. - Первое, что он мне сказал: «Посмотрите на меня. Я ведь совсем не похож на Пауэлла. И я это знаю». Меня поразил такой подход. Я понял, что этот парень ничего не боится, и решил, что стоит сделать пробу».

После этой пробы стало ясно, что никто лучше Вудса не сыграет Грегори Пауэлла. Роль в «Луковом поле» прославила актера на всю Америку, Вудса назвали самым талантливым маргиналом кинобизнеса. Спустя три года это мнение подтвердил сам Дэвид Кроненберг, снявший Вудса в «Видеодроме». «Хотя внешне мы не похожи, внутренне Джимми является моей проекцией на киноэкран, - сказал он. - Я не думал, что найду в мире еще одного такого же человека, как я». Но даже в то время Вудсу порой приходилось сражаться за роли. Серджо Леоне поначалу не хотел брать его в «Однажды в Америке». Вудс и здесь пошел в обход. Он знал, что Леоне хочет пригласить Роберта Де Ниро, и попросил Де Ниро, чтобы тот взял его на прослушивание в качестве подающего реплики. Леоне посмотрел эту пробу и взял обоих.

«Я не понимаю, когда люди пытаются почувствовать себя редиской, - признается он. - По-моему, это просто чушь. Если у тебя на руках отличный сценарий и ты работаешь с талантливыми людьми, то главное - понять своего героя, кто он, откуда и что ждет его в будущем. Может быть, я перегибаю палку, но если бы вы знали, сколько раз мне приходилось работать с бездарными актерами-футболистами или актрисами-фотомоделями! И все из-за того, что Станиславский когда-то сказал, будто каждый человек может стать актером! Представьте себе такую картину: 4 часа утра, вам нужно успеть снять кадр до восхода солнца, а твой партнер бежит звонить своему учителю актерского мастерства, потому что он, видите ли, не чувствует своего героя! В такие минуты хочется сказать: «Скажи свои fucking реплики и уйди с глаз моих!» Похоже, Вудс говорил своим партнерам все, что ему хотелось, и к середине 80-х за ним закрепилась репутация вспыльчивого и неуправляемого актера. В глазах мейнстримных продюсеров и режиссеров он был опасным маргиналом. Только номинация на «Оскар» в 1986 году за фильм «Сальвадор» позволила Вудсу вырваться в первые ряды звезд. «Я никогда не думал, что роль в каком-то маленьком фильме, который мы снимали в мексиканском захолустье, так сильно изменит мою жизнь и карьеру», - удивлялся впоследствии Вудс.

Однако агенты Вудса после 1986 года начали делать из него мейнстримную звезду.

Для начала они порекомендовали ему не сниматься у Стоуна в «Дж.Ф.К. - выстрелы в Далласе» в роли-камео (которую впоследствии сыграл Томми Ли Джонс), настаивая, что он должен добиваться главной роли. Затем они начали отсекать малобюджетные проекты вне зависимости от значимости роли. Они семь раз (!) отвергали сценарий «Бешеных псов» Тарантино, даже не известив об этом самого Вудса. Причина? Ему предлагали за роль всего 50 тысяч долларов. Вудс узнал об этом из уст самого Тарантино уже после того, как фильм вышел в прокат. И тогда он решил сменить агентов. «Я понял, что никому нельзя слишком доверять, - говорит Вудс. - Тем более агентам, которые получают проценты от твоих гонораров. Им выгоднее занять тебя не в пяти малобюджетных фильмах, за каждый из которых ты получишь по $100 тысяч, а в одном боевике, где твой гонорар составит миллион. Для него это будет означать в два раза больше денег и в пять раз меньше работы!»

В 1994 году Вудс с триумфом вернулся в мейнстрим, сыграв неглавную, но очень эффектную роль злодея в боевике «Специалист». Вскоре Скорсези снял его в «Казино». Вудс смог наладить испорченные было отношения с Оливером Стоуном, и теперь он регулярно снимается у своего приятеля. Он сыграл в «Никсоне», затем в ленте «В любое воскресенье». Некоторые считают, что Вудс видит в Стоуне отца, которого ему так недоставало в детстве.

Однажды знаменитая критикесса Полин Кейл назвала его «наиболее враждебным изо всех американских актеров». И это не только ее мнение. Знатоки бокса, например, утверждают, что Майк Тайсон, готовясь к решающим матчам, смотрел сцены из фильмов с участием Вудса - чтобы набраться злости. В коллективном сознании американцев Вудс долгое время был маньяком номер один - умным и изощренным мерзавцем, творившим на экране неисчислимые гадости.

В жизни он долго казался таким же устрашающим. Перед журналистами он представал то слишком умным, то политически некорректным, а то и грубияном, не стесняющимся в выражениях. Об одной обидевшей его журналистке он, например, отозвался следующим образом: «Она просто fucking клок нерасчесанной fucking шерсти с fucking собачьей задницы. Я готов подвесить ее за все четыре fucking сиськи!» После этого феминистки объявили его врагом рода человеческого. Но разменяв шестой десяток, Вудс кардинально изменился. Сегодня он гораздо спокойнее относится к прессе, гораздо чаще улыбается, да и его злодейское амплуа стало постепенно размываться. В фильме «Вампиры» он эффектно сыграл охотника за вампирами, который, хотя и циничен, однако умеет ценить дружбу и лояльность. В «Генеральской дочке» Вудс играет подозреваемого в убийстве офицера американской армии. В других фильмах у него гораздо менее привычные для зрителей роли: в «Подлинном преступлении» Клинта Иствуда он играет редактора газеты, а в малобюджетной драме Софии Коппола «Самоубийцы девственницы» - отца девочки, которая уходит из жизни.

Этот актер одинаково успешно играет героев и злодеев, снимается в студийных мегабоевиках, фильмах независимых студий и телепродукции, легко переходит от комедии к драме, от ужасов к приключениям. «У меня простое отношение к работе, - говорит он. - Все роли - это работа. Меня не волнует, в каком жанре и на каком бюджете снимается фильм. Главное - чтобы мне самому хотелось посмотреть готовую продукцию. Пусть это будет умный, серьезный фильм, как, например, «Призраки Миссисипи» (1996), или «Сальвадор» (1986), или «Гражданин Кон» (1992); но это может быть и детская мультяшка, как «Геркулес» (1997), и большой приключенческий фильм, как «Вампиры». Я охотно буду сниматься, если мне интересно».

Самое удивительное то, что Вудс никогда и нигде не учился профессиональному актерскому мастерству. Стоит упомянуть при нем о системе Станиславского, как ему явно становится неуютно.

Дважды разведен. Живет в Лос-Анджелесе. Достаточно красив, чтобы играть роли главных героев и слишком эксцентричен, чтобы оказаться в числе первых претендентов на героические роли. Может играть живописных злодеев и находить в них все лучшие злодейские черты, но при этом его талант так разносторонен, что ему не попасть и в список самых популярных кинозлодеев. «Ну и отлично, - отвечает он, когда ему напоминают о расплывчатости его амплуа. - Природа шоу-бизнеса такова, что ты должен быть либо Брюсом Уиллисом, либо Стивом Бушеми - право же, я надеюсь, что говорю комплимент и Брюсу, и Стиву, - но вот мне как-то удалось стать и тем, и другим одновременно. Один из них - звезда «экшн», другой - замечательный характерный актер. Мне повезло: могу побыть и тем, и другим».

 

Избранная фильмография

 

Ядовитая роза (2006)

Последняя игра (2006)

Будь круче (2005)

Жизнь этой девочки (2003)

Норфолк (2003)

Стюарт Литл 2 (2002) голос

Джон Кью (2002)

Последняя фантазия (2001) голос

Грязные картинки (2000)

В любое воскресенье (1999) реж. Оливер Стоун

Генеральская дочь (1999)

Самоубийцы-девственницы (1999) реж. София Коппола

Подлинное преступление (1999) реж. Клинт Иствуд

Геркулес (1999) голос

Другой день в раю (1998)

Вампиры (1998)

Контакт (1997)

Призраки Миссисипи (1996)

Лето Бена Тайлера (1996)

Никсон (1995) реж. Оливер Стоун

Казино (1995) реж. Мартин Скорсезе

Специалист (1994)

Беглец (1994)

Чаплин (1992)

Гражданин Кон (1992)

Прямой разговор (1992)

Женщины и мужчины: истории обольщения (1990)

Меня зовут Билл В. (1989)

Полицейский (1988)

Бестселлер (1987)

Обещание (1986)

Сальвадор (1986) реж. Оливер Стоун

Однажды в Америке (1984) реж. Серджо Леоне

Видеодром (1983)

Быстроидущий (1982)

Луковое поле (1979)

 


Вступай в ВК