Суфра Новый Год 17-18
^

Актёры

Джон Малкович


Джон Малкович

Фильмы: Автостопом по Галактике,


Биография:

Джон Малкович родился 9 декабря 1953 года в городке Кристофер, штат Иллинойс. У Джона были три сестры и старший брат. Его отец, издатель журнала по охране окружающей среды, слыл весьма вспыльчивым человеком. Джон унаследовал от него бурный темперамент, который в детстве подавлялся жестокими выходками старшего брата. «Ему нравилось бить меня, шпынять, мучить. Но чем больше он надо мной издевался, тем больше мне хотелось ему отомстить». Джон отомстил тем, что преуспел в одной из самых престижных отраслей американского бизнеса - в кино. Но путь к славе был долгим и непростым, тем более что отец никогда не понимал сына и ни в чем его не поддерживал. «Он был не в состоянии сказать такие простые слова, как «молодец, сынок» или «у тебя это хорошо получилось», - рассказывал впоследствии Малкович. - Я не знаю, хорошо это или плохо. С одной стороны, его отношение сделало меня тем, кем я стал, но с другой... Я стараюсь быть добрее и ласковее со своими детьми».

Он уверяет, что его дети никогда не испытают тех унижений, которые ему довелось пережить в детстве. Хотя, соглашается Малкович, именно через страдания он пришел к успеху. В старших классах школы застенчивый неуклюжий толстяк Джон решил переломить судьбу. Строжайшие диеты и физические упражнения превратили увальня в стройного симпатичного парня. А в выпускном классе он решил, что сможет избавиться от застенчивости, если будет играть в школьном любительском театре. Однако вскоре Джон понял, что не может жить без сцены. После школы Малкович дважды попытался получить университетское образование, но оба раза бросал учебу - слушать лекции ему было скучно и неинтересно. Чтобы прокормиться, он работал водителем школьного автобуса и частеньно потрясал детишек, громогласно декламируя им отрывки из Ницше и Шпенглера. «Некоторые из этих ребят до сих пор мне пишут, - говорит он. - Приятно оставить след в людских душах».

В 1974 году Малкович с группой друзей по колледжу, среди которых был Гэри Синиз, основал в Чикаго театр-лабораторию Steppenwolf («Степной волк»). Приглашенная в труппу в 1978 году Джоан Аллен вспоминает, что в те годы Малкович носил длинные волосы и ярко-красные штиблеты на высокой платформе, жил в театральной коммуне, где была одна кровать на всех, и казался ей богом. Труппа Steppenwolf давала представления в подвале старого здания, принадлежавшего местной церкви. Актеры не только сами ставили пьесы и играли, но и продавали билеты, выполняли обязанности гардеробщиков и уборщиков. Почти все жили в театре, чтобы сэкономить на квартплате: днем работали там, где им платили деньги, а вечером собирались в своем «храме искусства» и репетировали или давали спектакль.

Steppenwolf прославился не сразу. Но постепенно из любительского театрального кружка он вырос в один из самых интересных и влиятельных театров в США. В 1982 году Малкович перебрался на Бродвей, где с триумфом сыграл в пьесах «Дикий Запад» (премия «Оби» за лучшую актерскую работу) и «Сожги это». Два года спустя первый кинофильм «Место в сердце» принес актеру-дебютанту номинацию на «Оскар»; вторую номинацию он получил 10 лет спустя за роль убийцы-психопата в боевике «На линии огня».

Главный герой фильма «Быть Джоном Малковичем» - мелкий служащий, влюбленный в свою коллегу, которая не замечает его. Судьба подкидывает ему неожиданную возможность привлечь ее внимание: он находит за шкафом своего кабинета проход в мозг Джона Малковича. Почему Джона Малковича, а не Билла Клинтона, или Арнольда Шварценеггера, или Майкла Джордана? Сценарист Чарли Кауфман говорит, что он сам не может понять, почему выбрал именно Малковича. «Может быть, потому, что с его именем связывается нечто загадочное, непонятное, - говорит он. - Забавно предположить, что в голове великого актера живет много разных людей, но это пришло мне в голову уже после того, как я написал сценарий. Может быть, причиной стало само имя. Джон Малкович. Звучит интригующе. А сцена, в которой все герои объясняются, только произнося имя Джона Малковича, - самая смешная в фильме». Когда Кауфман предложил на студии свой сценарий, все продюсеры с удовольствием читали его, смеялись и... отвергали саму идею проекта. Такое кино невозможно было снять без самого Джона Малковича, но разве согласится знаменитый актер по ходу фильма мысленно заниматься любовью с мужчиной и несколькими женщинами, танцевать современный балет, перевоплощаться в кукольника и прочее, и прочее? Даже предположить такое было очень и очень трудно.

Малкович признается, что, узнав о существовании такого сценария, он поначалу решил, будто это чья-то глупая шутка. «Иногда сочинители упоминают в своих пьесах или рассказах имена знаменитостей, - говорит он. - Я видел свое имя в нескольких романах - честное слово! Обычно меня это совершенно не интересует, но когда имя выносится в заголовок - это нечто экстраординарное!» Он рискнул прочитать сценарий и, к своему удивлению, обнаружил, что все это очень свежо и забавно. «Единственное, что мне не очень понравилось, так это то, что в сценарии были кое-какие точные сведения обо мне. Например, был указан адрес, по которому я раньше жил. Не могу сказать, что я был возмущен, потому что не воспринял «Быть Джоном Малковичем» как историю про меня самого. Я просто подумал, что это очень смешная и оригинальная идея. Но я решил, что это никогда не будет снято, потому что такой сценарий слишком хорош для Голливуда».

Прошло два года, и проектом заинтересовался Спайк Джонс. Фотограф, скейтбордист, режиссер клипов, актер, продюсер - 26-летний Джонс был самой подходящей фигурой для реализации такого безумного проекта как «Быть Джоном Малковичем». Он договорился с кинокомпанией Propaganda о постановке сценария Кауфмана при условии, что... роль Малковича сыграет сам Малкович. После этого Джонс отправился на юг Франции, на ферму, где живет актер. «Джонс выставил кучу странных аргументов, чтобы заставить меня дать согласие на участие в этом фильме, - вспоминает Малкович. - Он, например, говорил: «Много ли хороших фильмов снимают в Голливуде?» Джонс не понимал, что для меня его резоны лишены всякого смысла. Какое мне дело до того, что делают в Голливуде? Но при этом мне чертовски нравился Спайк, нравились его энергия, его оригинальность, его юмор. Потом я встретился с Чарли, и он мне тоже очень понравился. Я дал согласие ради них. И еще - ради возможности поразмышлять о том, что делает с человеком слава».

И хотя фильм называется «Быть Джоном Малковичем», сам Малкович уверяет, что играл вовсе не Джона Малковича. «Этот персонаж имеет со мной мало общего, - говорит он. - Впрочем, тот Джон Малкович, которого все знают, тоже имеет со мной мало общего. Я, если можно так выразиться, каждый день играю Джона Малковича. Это роль, которая мне особенно к лицу. Я не имею никакого отношения к тому, как меня показывают в фильме. Чарли Кауфман говорит, что он смотрел многие мои театральные работы, много читал обо мне. Сам я никогда не читаю рецензий на свои работы и не смотрю свои фильмы, поэтому у меня нет представления о том, каков мой публичный имидж. Я и не хочу иметь об этом представления». Актер уверяет, что после съемок у Джонса стал философски относиться к своему имиджу. Дело в том, что 26-летний режиссер-дебютант без конца учил Джона Малковича, как нужно... быть Джоном Малковичем.

Порой актер даже сердится, если кто-то хвалит его кинороли. Его, например, раздражает то, что в Европе он более популярен, чем в США - ведь европейцы никогда не видели его театральных достижений. «Я в основном театральный актер, а в театре меня видели только англичане, да и то только те немногие, которые ходили в Лондоне на наши гастрольные спектакли. (Мы привозили в Англию пару пьес.) Половина моей жизни была посвящена театру, и когда меня превозносят за мои кинороли, я испытываю то же самое, что почувствовал бы скрипач-виртуоз, которого похвалили бы за пару ударов по барабану, которые он сделал вместо выбывшего в последний момент товарища. Конечно, я не хочу принижать свою работу в фильмах, но кино страшно ограничивает актерские возможности. Представьте себе человека, который занимается серфингом: в тот момент, когда он взлетает на гребень волны, ему вдруг кричат: «Стоп!» В театре актер может взлететь на гребень самой высокой волны и скользить по ней, в кино же это невозможно: сейчас снимают все более короткими кусками. Не успеваешь войти в воду, как тебя уже зовут обратно». Конечно, в Европе Малкович лишен возможности появляться на театральной сцене - он говорит, что вряд ли когда-нибудь сможет играть на неродном языке. Тем не менее, он предпочитает Европу Америке и большую часть года проводит в своем уютном домике в деревне на юге Франции.

Похоже, Малкович в последнее время все больше и больше разочаровывается в американской культуре. Все чаще и чаще он снимается в Европе. Если в США он делает в среднем по фильму в год, то в Европе засвечивается в двух-трех постановках. А работая в США, он не проявляет свойственного его коллегам снобизма в отношении к ТВ и охотно чередует работу в кино и на телевидении.

 

Фильмография

 

Раскрась меня под Кубрика (2006)

Климт (2006)

Секретная школа искусств (2006)

Автостопом по галактике (2005) реж. Гарт Дженнингс

Распутник (2005) реж. Лоуренс Данмор

Джонни Инглиш (2003) реж. Питер Ховит

Говорящий фильм (2003) реж. Маноэль де Оливейра

Танцор этажом выше (2002) он же режиссер

Игра Риппли (2002) реж. Лилиана Кавани

Наполеон (2002) реж. Ив Симоно

Отель (2001) реж. Майк Фиггис

Дикие души (2001) реж. Рауль Руис

Я иду домой (2001) реж. Маноэль де Оливейра

Вышибалы (2001)

Тень вампира (2000)

Отверженные (2000) реж. Жозе Дайан

Обретенное время (1999) реж. Рауль Руис

Быть Джоном Малковичем (1999) реж. Спайк Джонс

Жанна Д’Арк (1999) реж. Люк Бессон

Проект 281 (1999) реж. Бенджамин Росс

Дамская комната (1999)

Человек в железной маске (1998) реж. Рэндалл Уоллас

Шулера (1998) реж. Джон Далл

Воздушная тюрьма (1997) реж. Саймон Уэст

Мэри Рэйли (1996) реж. Стивен Фрирс

Скала Малхолланд (1996) реж. Ли Тамахори

Лесной царь (1996) реж. Фолкнер Шлендорф

Портрет дамы (1996) реж. Джейн Кэмпион

За облаками (1995) реж. Микеланджело Антониони и Вим Вендерс

Монастырь (1995) реж. Маноэль де Оливейра

Сердце тьмы (1994) реж. Николас Роуг

На линии огня (1993) реж. Вольфганг Петерсон

Живые (1993) реж. Фрэнк Маршалл

Тени и туман (1992) реж. Вуди Ален

О мышах и людях (1992) реж. Гэри Синиз

Дженнифер Восемь (1992) реж. Брюс Робинсон

Бруклинская рокировка (1991) реж. Стив Раш

Объект страсти (1991)

Под покровом небес (1990) реж. Бернардо Бертолуччи

Вдали от дома (1988) реж. Гэри Синиз

Опасные связи (1988) реж. Стивен Фрирз

Макет мистера Райта (1987)

Стеклянный зверинец (1987) реж. Пол Ньюман

Империя солнца (1987) реж. Стивен Спилберг

Смерть коммивояжера (1985) реж. Фолкнер Шлендорф

Элени (1985) реж. Питер Йейтс

Место в сердце (1984) реж. Роберт Бентон

Поля смерти (1984) реж. Роланд Жоффе

 


Вступай в ВК